Хороший самокат — безопасный
Электросамокаты летом становятся чуть ли не самым популярным видом транспорта. И одним из самых травмоопасных. Однако ученики школы № 2065 Иван Шишкин и Лев Истомин из Московского нашли способ решить эту проблему. Они придумали, как ограничить скорость электросамокатов в городе.
По данным статистики МВД России, с начала 2022 года ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (это электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие средства передвижения. — «НО»), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросло на 35 процентов. Число несчастных случаев уже составляет 158 происшествия. При этом 164 человека пострадали, один погиб. И эта статистика еще не учитывает происшествия вне зоны ответственности ГИБДД. Более того, не учтены случаи за июнь. Например, в начале лета в столице мужчина на электросамокате сбил 83-летнюю пенсионерку, позднее она скончалась.
— Во многих городах, в том числе в столице, действуют медленные зоны. Там прокатные электросамокаты автоматически ограничивают скорость движения, — объяснят Лев. — Однако в такой системе есть сразу несколько проблем. Первая: если вы катаетесь на личном самокате, то ограничитель работать не будет. И вторая: такие зоны не учитывают количество людей. Если, например, человек рано утром, когда прохожих еще нет, спешит куда-то на самокате и попадает в медленную зону, скорость снизится.
И это еще не говоря о местах, где никаких ограничений нет. А вот прохожие и большие скопления людей есть. Поэтому школьники из Московского решили, что могут попробовать разобраться с этой проблемой. Тем более у Льва появился двухколесный транспорт. — Предложили учителям проект устройства, которое бы следило за дорогой перед самокатом и, анализируя данные, замедляло движение, если нужно, — рассказал Иван. — Они одобрили, и мы взялись за дело.
В первую очередь ребята начали работу с различными языками программирования, чтобы понять, какой лучше подойдет под их нужды. Написали программу, но на какое устройство ее записать? Решили использовать небольшие компьютеры, которые не смотрелись бы громоздко, установили их на самокаты.
— В итоге у нас получился аппарат, который состоит из камеры и микропроцессора, обрабатывающего получаемое видео. Если на пути самоката есть люди, то скорость автоматически снизится до 7–12 километров в час. Если прохожих нет, то ограничитель позволяет ехать быстрее, — объяснил Лев.
Что важно, такую программу можно установить не только на прокатный самокат, но и на личный. Сам Лев, например, когда разработка будет окончательно готова к использованию, планирует разместить ее на своем транспорте.
— Мы планируем оставить разработку в свободном доступе. Не хотим оформлять патент. И если, например, власти Москвы заинтересуются нашим проектом, то мы с радостью им поделимся, — рассказал Иван.
В планах у ребят не только закончить разработку устройства для самоката. Они также хотят создать похожие аппараты и для других видов средств индивидуальной мобильности. И кто знает, возможно, в ближайшем будущем город станет еще безопаснее благодаря ребятам из школы № 2065.
СПРАВКА
Официальным годом создания самоката считается 1817 год, когда Карл фон Дрез спроектировал «машину для ходьбы». Его изобретение внешне напоминало современный велосипед без педалей. А вот электросамокат получил патент 19 сентября 1895 года. Такое средство передвижения придумал Огден Болтон. Современные самокаты же гораздо компактнее и удобнее в пользовании. А еще быстрые — максимальная скорость может развиваться до 100 километров в час.