Среда, 20 ноября 2024, 12:25
Пасмурно 4°

Опросы

Ежегодно в последнее воскресенье ноября празднуется День матери. С чем у Вас ассоциируется образ мамы?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
— В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

Гроза по-тарковски

Главный герой картины в исполнении заслуженного артиста Российской Федерации Станислава Сальникова.

Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» проходил со 2 по 7 ноября в киноцентре «Октябрь». На нем представили более ста картин. Специальную номинацию «За раскрытие темы силы духа человека» взяла кинолента «Гроза», сценаристом которой стал преподаватель Дома культуры «Первомайский» Яков Шварцман.

Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» проводили в этом году девятнадцатый раз. На нем демонстрируют как полнометражные, так и короткометражные ленты. Однако объединяет все фильмы одно — сценарии, способные напомнить и взрослым, и детям, как важны в жизни патриотизм, любовь к ближнему, сила духа, семья. И Якова Шварцмана уже давно этот фестиваль интересовал.

— Любое произведение искусства должно не только развлекать, но и чему-то учить. Или реклама. Мне близок формат социальных роликов, — рассказывает Яков Шварцман. — Жаль, что он на телевидении не прижился. Я считаю, что он необходим, особенно сейчас, когда, кроме зрелищности, ничего людям не дают. Не только в рекламе…

Поэтому, по словам сценариста, такие фестивали очень важны. На них показывают не просто развлекательные картины, а киноленты, способные научить чему-то.

Москва. Сценарист короткометражного фильма «Гроза» Яков Шварцман. Фото: Виктор Хабаров

Сценарист решил, что и ему тоже есть о чем рассказать через экран. Предложил команде проекта «Стань человеком» поучаствовать в фестивале. И они, давние друзья сценариста, согласились

— Мы с ребятами из «Стань человеком» работаем с 2018 года. Снимаем социальные ролики на актуальные и важные темы. В первую очередь мы через свои картины говорим о человечности, рассказывает сценарист. — Поэтому концепция фестиваля идеально подошла нам.

Над картиной команда работала почти год. Во-первых, никаких грантов и специально выделенных средств у них не было. Сценарист вспоминает, что многие работали не за деньги, а исключительно за идею. А во-вторых, команда была собрана со всех уголков России. Яков Шварцман, например, живет в Москве, а режиссер Владимир Ким — в Краснодаре. Поэтому на съемочной площадке можно было увидеть людей из разных городов. Получилось привлечь военно-патриотические клубы Таганрога, которые помогали с костюмами, и даже кинологическую службу МВД Ростова! Съемки так и вовсе проводили в этнокомплексе «Кужма» (находится в Ростове-на-Дону. — «НО»). А на главную роль позвали актера Краснодарского академического театра драмы, заслуженного артиста Российской Федерации Станислава Сальникова. По мнению Владимира Кима, именно таким он видел героя своего фильма.

А теперь представьте, что все эти труды… ради фильма длиной в 15 минут. — Короткий метр гораздо сложнее, чем полный, — говорит сценарист. — У тебя нет нескольких часов на то, чтобы рассказать историю. Сценарий ты пишешь максимально образным, чтобы зритель не просто смотрел, а чувствовал повествование. И особенно ярко в таком формате воспринимается фильм о войне.

— О войне говорить стоит не только со взрослыми, но и с детьми. Через подвиги других, через истории их противостояния злу можно научить многому. Любви к Родине, силе духа и характера. Поэтому, наверное, мы и выбрали именно эту тему, — рассказывает Яков Шварцман.

Фильм «Гроза» рассказывает о мужчине, который всю жизнь работает на железной дороге. Но однажды в его деревню приходит немецкая армия. Солдаты, узнав, чем занимается главный герой, заставляют его продолжить работу. А саму деревню грабят. Главный герой смотрит на это… Но ничего не делает. Не потому, что боится выступить против десятка солдат. Он набожный человек — и переступить через свои убеждения не может.

— Мы намеренно очень много внимания уделили деталям, — рассказывает Яков Шварцман. — У главного героя после прихода в деревню немцев трясутся руки. А перестают только тогда, когда он осознает важную вещь. Иногда, чтобы защитить кого-то или что-то, необходимо отбросить свои убеждения. Как говорится, то, что нас не убивает, делает сильнее.

А еще можно заметить, как цветное начало фильма резко меняется в тот момент, когда в кадре появляются немецкие солдаты. В глазах героя мир теряет краски, становится черно-белым. Ведь кругом — ужас войны, с которым он ничего не может сделать. А иконы не монохромные, цветные. Будто только они и держат связь главного героя с этим миром и дарят надежду, что не все потеряно.

— Об этом я и рассказал жюри. Они подметили, что мы с командой сняли как Андрей Тарковский, —

Финальный кадр из фильма «Гроза»

говорит сценарист. — Он снимал кино с глубочайшим смыслом, который вкладывал во все детали в кадре. Именно к такому мы и стремимся. И такие фильмы стараемся снимать.

Даже после окончания фестиваля фильм не оставили без внимания. О команде, снявшей кинокартину, написала актриса Мария Шукшина. И в списке короткометражек, на которые она советует обратить внимание, есть название «Гроза». Посмотреть фильм можно на канале проекта «Стань человеком».

Новости партнеров