
Горожанам рассказали о занятиях в проекте «В центре науки»

Москвичам рассказали, что создавали участники проекта «В центре науки». Среди занятий: обучение нейросети отвечать на тысячу вопросов, исследование супербактерии, определение хронотипа человека по тесту ДНК и обнаружение лжи по речевым маркерам.
На базе столичных вузов и ведущих научно-исследовательских кластеров старшеклассники из различных школ Москвы под руководством экспертов реализовывали идеи в области биологии, экологии, химии, физики и лингвистики, проводили эксперименты, а затем представляли их результаты на конференциях.
Проект «В центре науки» открылся в прошлом году. Его участниками стали более 15 тысяч человек: свыше 10 тысяч старшеклассников, а также педагоги и молодые ученые. Инициатива, объединившая усилия школ, вузов и научных центров, предоставила московским ученикам возможность заниматься исследовательской деятельностью на базе современных лабораторий и полигонов, консультироваться с лучшими наставниками, разрабатывать собственные проекты и защищать их перед экспертным сообществом.
В течение нескольких месяцев школьники посещали профильные кружки, фестивали, лектории, мастер-классы и научно-экспериментальные курсы. Они осваивали передовые исследовательские методы, такие как микроскопия, электрофорез, 3D-печать, сбор и анализ данных, моделирование физических и биологических процессов. Юные химики изучали скорость коррозии металлов и готовили защищающий раствор, физики создавали бионические протезы на 3D-принтере, биологи проводили секвенирование ДНК, а экологи разрабатывали идеи по сохранению окружающей среды. Для преподавателей организовали профессиональные хакатоны, а для начинающих исследователей — встречи клуба молодых ученых.
Разработанные проекты школьники представили на внутренних конференциях и городских мероприятиях. А столичные ученые рассказали о передовых открытиях в Московском дворце пионеров, где прошли три больших лектория, масштабный фестиваль естественных наук и Фестиваль московской науки в феврале.
Одиннадцатиклассница Александра Гатилова из школы №1238 участвовала в научно-экспериментальных курсах по лингвистике. Она провела исследование, посвященное определению маркеров лжи в устной речи. Вместе с командой школьница смоделировала ситуацию, опросила десятки респондентов, проанализировала данные и представила результаты в виде диаграмм.
— Курсы по лингвистике проходили на базе Высшей школы экономики. В течение 2 месяцев мы изучали теорию и проводили исследования. Целью было выяснить, можно ли по каким-то определенным словам понять, когда человек говорит неправду, — процитировали Александру Гатилову на сайте мэра Москвы.
Участник конференции «Инженеры будущего» и победитель Московской предпрофессиональной олимпиады по физике Лев Леженев из школы №1434 — автор проекта на основе искусственного интеллекта для крупной торговой сети. Вместе с командой десятиклассник создал сайт, который оптимизирует работу службы поддержки сотрудников ретейла.
Девятиклассница Анастасия Левченко из школы №947 участвовала в научно-экспериментальных курсах по химии и биотехнологиям. Она исследовала, как строение ДНК связано с биологической предрасположенностью человека к тому или иному хронотипу.
Как развиваются бактерии в кефире и насколько они устойчивы к современным антибиотикам, изучал девятиклассник Артем Реутский из школы №1558, победитель Московской олимпиады школьников по биологии и английскому языку.
Проект школьников подтвердил научную гипотезу о том, что в кисломолочных продуктах могут развиваться устойчивые к антибиотикам бактерии, поэтому пищевым технологам нужно уделять производству особое внимание. Результаты исследований ребята презентовали в виде диаграмм на внутренней научной конференции.
— Это были мои первые серьезные исследования. Здорово, что есть возможность поработать в хорошо оснащенной лаборатории, набраться практического опыта. Сейчас я хочу попасть в летний лагерь проекта «В центре науки», а в будущем — стать вирусологом и создать вакцину от вируса иммунодефицита человека, — делится Артем Реутский.
В новом учебном году проект продолжит расширяться: увеличится количество курсов и кружков, появятся новые направления, будет развиваться формат наставничества. Сейчас открыта регистрация на летнюю выездную научную школу, а впереди школьников ждут профессиональные конкурсы, хакатоны и фестивали. Узнать подробности и зарегистрироваться можно на сайте.