Глеб Панфилов: Русские не сдаются
Глеб Панфилов заканчивает снимать фильм по произведению Александра Солженицына. О том, что происходило в стране в те времена и что происходит сейчас, он рассуждает в интервью «НО».
— Почему вы решили обратиться к рассказу Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
— Это бестселлер начала 60-х. То, что мы делаем, — это не экранизация рассказа, это фильм по мотивам рассказа об Иване Денисовиче. История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Солженицына, а органично связывается с тем, что написал автор. Более того, там есть такие моменты, которые, мне кажется, автор специально написал для меня, чтобы у меня все связалось и все получилось. Откуда он знал, что спустя 50 лет после публикации рассказа некто Панфилов решит поставить его в кино?... Мне важно сделать живую картину. О человеке в экстремальных обстоятельствах.
— Как вы вообще относитесь к советскому прошлому?
— Старым руководством, благодушием Михаила Горбачева мы разрушили себя сами. По-человечески я хорошо отношусь к Горбачеву, но для того чтобы руководить такой большой, сложной, многонациональной страной, с запущенной экономикой, мало быть хорошим человеком. Ломка старого, без четкого осознания — зачем и как, привела к тому, что называется «падением Советского Союза». Нельзя было начинать перестройку, не имея глубокого, продуманного, тщательно разработанного плана строительства. Не зря говорят: «Ломать — не строить». Никто не будет отрицать, что идеи перестройки были хорошие, но ведь добиваясь гласности, необходимо было думать еще о том, чем кормить страну, как защищать? Все закончилось тем, что заводы, выпускающие ракеты, стали выпускать кастрюли. Нельзя начинать перестройку многонациональной страны так прямолинейно, не подготовившись, как это было сделано во времена руководства Михаила Сергеевича, — к такому выводу я пришел. Так что мы сами во всем виноваты. Другое дело, что Запад радовался тому, что больше нет Советского Союза.
— Какой общественный строй наиболее приемлем для современной России? Режиссер Владимир Бортко недавно сказал: «Я верю в социализм». Во что верите вы?
— Социализм нам слишком дорого достался и так бездарно был разрушен, и это стало огромной трагедией для страны и народа. Завидую убежденности Владимира Бортко в социалистическую идею. Лично я верю в русский народ. В свой народ. Верю, что Россия не оскудела талантами и окрепнет. Сегодня страна возрождается. Но проблема еще в том, что Западу не нужна сильная Россия. Сегодня Запад делает все, чтобы мы не стали сильной державой.
— Глеб Анатольевич, в вашем творчестве большую роль играют именно исторические картины. И, кстати, именно благодаря историческому кино вы не только познакомились со своей женой, но и открыли миру талантливейшую актрису Инну Чурикову.
— Там была целая история. Как-то в журнале «Красная новь» за 1939 года я обнаружил рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте». История Тани Теткиной меня так поразила, что на 114 страницах я написал сценарий «Святая душа Тани Теткиной и ее рисунков», который начал снимать как диплом на Высших режиссерских курсах. У меня была замечательная съемочная группа, которую я организовал по своему разумению на «Ленфильме», в частности, гениальный оператор Дмитрий Долинин. Юрий Райзман поддержал мою идею снять эту картину, за что я ему благодарен по сей день. А Инну я впервые увидел по телевизору в одной постановке, где она играла девятиклассницу, и меня поразило ее лицо. Я сразу подумал, что именно такое лицо было у Тани Теткиной. В течение полугода искал Инну, но тщетно. Даже нарисовал ее и размножил рисунки для своих помощников. Инну искала вся съемочная группа по всем ленинградским театрам, по театральным вузам, а потом медицинским и политехническим. Мы уже стали смотреть других актрис на роль Тани. Но в один прекрасный день Ролан Быков сказал мне: «Глеб, есть гениальная актриса на роль главной героини в фильме по твоему сценарию (он прочитал мой сценарий)». Я несдержанно спросил: «Кто она?» Быков назвал имя: «Инна Чурикова из Московского ТЮЗа».
— И вы поехали в Москву?
— В Москву поехал мой помощник, который прямо с вокзала направился в ТЮЗ, и тут же позвонил мне: «Есть такая актриса Чурикова, и она уже читает сценарий». «В Ленинград она приедет?» — последовал мой вопрос. На что помощник ответил: «Если понравится сценарий, то приедет». Уже на следующее утро, как только я пришел на «Ленфильм», за столом нашей комнаты сидела девочка, которую я искал полгода и к которой меня направил Ролан Быков. Судьба все равно нас свела, хотя я часто упрекал себя за то, что не мог сам догадаться о том, что Инну надо искать в Москве, а не Ленинграде.
— Глеб Анатольевич, вы признаете тот факт, что благодаря вам Инна Чурикова стала актрисой Инной Чуриковой?
— Сама Инна это признает, а мне приходится соглашаться. После премьеры фильма «В огне брода нет» Инна сказала мне о том, что «в роли Тани Теткиной заново училась профессии, и для нее это был первый университет, и что эта роль помогла ей понять себя». Я часто вспоминаю нашу первую работу с Инной и все чаще прихожу к мысли, что так было угодно Богу.
— Вы счастливы в семейной жизни?
— Конечно. Фокус в том, что у нас с Инной Михайловной одинаковый интерес, который с годами не проходит. Оглядываясь, мы понимаем, что нам по-прежнему интересно работать в театре, в кино.
СПРАВКА:
Глеб Панфилов — лауреат Государственной премии РСФСР, премии Президента РФ. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.