Герои мультиков учили детей разбираться в чувствах, добре и зле
Не знаю, как им удалось это сделать — поднять нашу мультипликацию на такую высоту! Но они это сделали — «племя» советских мультипликаторов. Вроде и творились ведь во времена «застоя»... И смотрели «наверху» на всех мультяшных героев через лупу, мало ли что. А высота была взята.
Сейчас, спустя годы, я смотрю «Ну, погоди!» или совсем старые мультфильмы, созданные еще Владимиром Сутеевым, и не устаю поражаться: ведь все они были сделаны только простейшей системой «рука — карандаш», без компьютерных программ, позволяющих оживлять рисунки, без прочих достижений прогресса. Так, фактически на коленке, одним талантом и волей родились на свет и живут настоящие шедевры.
Что любопытно, для советской мультипликации не была характерна однозначность тона, варианты «белое» — «черное». Плохой волк, натуральный хулиган, вызывал, например, симпатию. И дети, обожая положительных белочек и ежиков и осуждая всяких отрицательных героев, исподволь учились разбираться в гамме человеческих чувств, порой весьма противоречивых.
Ныне все и проще, и сложнее.
Кумир малышек сегодня — косорылая свинка Пепа, чудовищно безобразное создание с сомнительным этическим кодом. Истеря по поводу и без, она добивается своего, «обламывая» родителей и их жалкие педагогические потуги. Но у Пепы — сотни тысяч поклонников и среди взрослых. Увы, понимание, насколько вреден этот мультик, придет к ним потом. Жаль, если поздно.
Есть ощущение, что мультипликация наша начала восстанавливаться из руин.
Да и доказательства этому уже есть. Дай бог! Хочется верить, что когда-нибудь дети получат новых, но именно наших героев — умных, пусть даже неоднозначных, но точно — не двусмысленных. Держим кулаки и стучим по дереву.