Филимонки — красота и разруха, горе и надежда небольшой подмосковной усадьбы
В допетровские времена никакой усадьбы здесь не было, была обыкновенная деревня, называвшаяся тогда Филимоново (Филимонцево тож).
Откуда это название взялось — непонятно, но наиболее вероятна версия его происхождения от первопоселенца, основавшего хутор, выросший затем в деревню.
Жил некий Филимон и не гадал, наверное, что имя его будет звучать и до нового тысячелетия.
Была деревня обычной до конца XVIII века, а там появилась в ней и усадебка.
Владельцы ее — сначала Протасовы, Чебышевы, затем Измайловы, Лачины, затем князья СвятополкЧетвертинские — не были среди богатейших и знатнейших московских фамилий, но имение свое — «подмосковную», как тогда говорили — отделали знатно.
Двухэтажный с бельведером желтый домина возвышался над речкой, а Троицкая церковь — гигантская по размеру, Москве под стать, и оригинальная по конструкции — доминировала над всей округой и видна была с самого ныне Киевского шоссе.
Даже и небольшой монастырь, нареченный в честь святителя Руси князя Владимира, был здесь основан в 1891 году. В центре монастыря находилась романоготического стиля Троицкая церковь, воздвигнутая тем же Владимиром Святополк-Четвертинским, что организовал саму обитель. Усадебный дом, реконструированный в начале XIX века Дмитрием Четвертинским, в 1812 году пережил пожар, находясь на пути отступления французов из Москвы. Этот скромный классический дом, почти квадратный по форме, имел лишь одну роскошную деталь — бельведер, принадлежность лишь богатых и пафосных усадеб того времени.
Лучшие дома с бельведерами — в Москве Дом Пашкова на Моховой, дворец Бобринских в Богородицке — современники называли не иначе как «прекрасными». Под смотровой площадкой были и жилые покои, и небольшая бальная зала, и парадная лестница — это при том, что дом был деревянный, лишь искусно оштукатуренный под каменную кладку с квадратным рустом.
Но все проходит. В советские времена в Филимонках, закрыв монастырь, устроили психоневрологический интернат — и по сей день грандиозная Троицкая церковь и ее окрестности огорожены забором с колючей проволокой.
Усадебный дом пришел в запустение и в 2006 году почти полностью выгорел.
Сиротливо сейчас глядят руины этого памятника федерального значения — но, может быть, с переходом этих земель под «руку Москвы» появилась надежда? Тем более что энтузиасты уже разработали план по реконструкции усадьбы и ее использованию.