Среда, 24 июля 2024, 06:25
Ясно 19°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
Троицк. 14 сентября 2017 года. Троицкий фольклорный те- атр многодетных семей. Фото: Виктор Хабаров

Эй, топни, нога, не жалей сапога!

Троицк. 14 сентября 2017 года. Троицкий фольклорный те- атр многодетных семей. Фото: Виктор Хабаров
Троицк. 14 сентября 2017 года. Троицкий фольклорный театр многодетных семей. Фото: Виктор Хабаров

Троицкие фольклорные театры «Золотая рыбка» и «Моргосье» примечательны не столько приверженностью к традиционной народной культуре, сколько тем, что их участники — исключительно многодетные семьи, воспитывающие четырех, пять, шесть и более детей. Место для встреч у коллективов тоже очень необычное — Троицкий лес.

За домом № 9 на Октябрьском проспекте начинается широкая лесная просека.

Стройные березки и осинки уже частично сменили цвет с зеленого на золотой.

Но не менее живописная, чем раскрашенный осенний лес, открывается картина... крестьянских гуляний. На просеке 20–30 женщин и маленьких детей в народных костюмах. В их образах все продумано до мелочей.

Празднич- ное угощение — коврижка и фрукты. Фото: Виктор Хабаров
Праздничное угощение — коврижка и фрукты. Фото: Виктор Хабаров

Новогодний хоровод

Пока мамы завязывают на головах платки, мальчонки в русских народных рубахах и портах играют в догонялки. На поваленной березе сидит девочка лет шести в ярко-красном платке с узорами — как из бабушкиного сундука. Только из-под длинного крестьянского сарафана выглядывают современные детские туфельки.

Еще одна краснощекая «бабуся» нянчит своего годовалого братика. Семьи собрались отметить Новолетие по старославянскому календарю. По-современному — Новый год.

— Я как один из немногих здесь присутствующих мужчин беру на себя роль елки, — декларирует папа шестерых детей и по совместительству руководитель коллектива Андрей Анисифоров.

Он встает в центр круга и поднимает над головой глиняную крынку с золотыми пшеничными колосьями. Остальные замыкают вокруг Андрея хоровод.

— Садила баба лук-чеснок, — звонко запевает Ольга Капустина.

— Садила баба лук-чеснок, — подхватывают остальные.

— Червяки, мухи, комары. Жили-были, баи-говори, — гудит лес.

Хоровод перетекает в игры. Дети изображают воробушков, потом — как бабы пашут в поле. Разыгрывают обряды, характерные для Смоленщины конца XIX — начала XX века.

На свежем лесном воздухе аппетит даже у детей разгулялся по-взрослому. Вера Дми- триева набирается сил, чтобы и дальше участво- вать в народных забавах. Фото: Виктор Хабаров
На свежем лесном воздухе аппетит даже у детей разгулялся по-взрослому. Вера Дмитриева набирается сил, чтобы и дальше участвовать в народных забавах. Фото: Виктор Хабаров

Мода из бабушкиного сундука

Прошли времена, когда семеро по лавкам. У прабабки супруга Ольги Капустиной, например, было 17 детей. У молодого поколения Капустиных пятеро — и это в условиях современного мегаполиса скорее диковинка.

Не меньшая экзотика для многих — костюмы, которые носят многодетные.

Троицк. 14 сентября 2017 года. Троицкий фольклорный те- атр многодетных семей (1) празднует Новолетие по старо- славянскому календарю. современному — Новый год. А вместо елки — глиняная крынка с пшеничными коло- сьями, которую держит руко- водитель коллектива, отец шестерых детей Андрей Анисифоров. Фото: Виктор Хабаров
А вместо елки — глиняная крынка с пшеничными колосьями, которую держит руководитель коллектива, отец шестерых детей Андрей Анисифоров. Фото: Виктор Хабаров

У Светланы Анисифоровой, например, очень аутентичный лакомник — сумка из лоскутков, пришнурованная к поясу. У Марии Залетовой под сарафаном рубаха XIX века из чистого льна, которую ей раздобыла подруга на ярмарке. Раньше крестьянки такие вещи носили только по праздникам, поэтому рубаха хорошо сохранилась.

— Носится превосходно, — подтверждает женщина. — В русской народной одежде вообще чувствуешь себя так, как будто ты в ней родился.

На голове у Марии — красная полотняная шапка-повойник. На Руси замужние женщины обязаны были прятать в такие шапки свои волосы. Вот и Мария прячет, следуя старой традиции.

Песня лечит

Народная культура, по убеждению участников коллектива, имеет очень сильный воспитательный эффект.

— Сейчас мода на психологов, к которым люди ходят изливать свою душу за большие деньги. А ведь в традиционной культуре все это было. Если бабе плохо, она встречалась с подругами, и они пели.

Хорошая психологическая разрядка. Для кого-то это, может, выглядит старомодно. Но напоешься вдоволь, и на душе хорошо, — говорит Ольга Капустина.

Сама Ольга и шьет, и поет, и играет на балалайке, хлеб сама печет. И даже умеет ткать — муж ей смастерил ткацкий станок. Почти все пояса на участниках коллектива — ее рук дело.

Тем временем Светлана достает корзинку с кусками коврижки и вазу с грушами.

Перекусили? А те- перь — танцуют все! От души — под народ- ные частушки, которые знают все участники дружного многодетного коллектива. Фото: Виктор Хабаров
Перекусили? А теперь — танцуют все! От души — под народные частушки, которые знают все участники дружного многодетного коллектива. Фото: Виктор Хабаров

Малыши радостно бегут к угощениям.

Полакомившись, возвращаются к играм.

Веселые визги оглашают лес.

— Городским детям нельзя кричать — это такая норма поведения. А как им выражать свою природу, развивать связки? Как выплеснуть то, что накопилось? — говорит Анисифорова. — Есть выражение: не ори, не в лесу. У нас — наоборот.

Ольга достает балалайку и запевает частушку. «Ой, девки, беда, некуда деваться. По колено борода — лезет целоваться!» Другие подхватывают. А потом вместе с ос

Новости партнеров