
Это «Versus» шопинг — брать или не брать?

Заморскую акцию «Черная пятница» в последние годы плавно перетягивают на родную землю отечественные специалисты по маркетингу. Но вот беда: если в Штатах, откуда и взялась традиция, она приурочена к празднику Дня благодарения и к началу рождественских распродаж, то в России это просто день, как и любой другой, когда люди после рабочего дня могут зайти в торговый центр и чего-нибудь купить.
«Скидки! Скидки! Скидки!» — пытаются донести до нас из телевизоров, плакатов и витрин, дабы завлечь потенциальных покупателей и заставить приобрести что-то. Хоть что-то.
Так ли реальны эти снижения? «Непристойно низкие цены пятницы-развратницы» — телевизор стал дешевле на десять тысяч, теперь его можно урвать не за 70, а за 60 тысяч рублей. Неплохое уменьшение цены, когда нам нужен телевизор? Вполне. Станем ли мы ради такого ломиться в двери магазина и приходить к открытию? Нет. Это не 40 и не 50 процентов скидки, а только около десяти — меньше, чем предлагают в сезонной распродаже в конце лета или к Новому году. За океаном стоят, но там и предложения заманчивее.
Для тех, кто и так собирался идти в магазин, плюсы очевидны: и неожиданная распродажа в межсезонье, и толкучки нет, как в США. Для тех же, кто надеется на авось: «А вдруг мне что-нибудь понравится?», «Просто схожу, посмотрю, может, что и найду», — тех и ловят на акции. Антагонистом «Черной пятницы» выступает Всемирный день отказа от покупок, который отмечается в этот же день. Это своего рода протест против сверхмерного потребления: транслируются антирекламные ролики, на улицах проходят демонстрации и шествия, люди собираются у торговых центров с плакатами, призывая не покупать того, в чем в действительности нет необходимости.

День отказа от покупок всемирный, но до России пока не добрался. Специалистам по маркетингу перетягивать его не выгодно, а сами люди еще не дошли, видимо, до такого уровня потребления. Возможно, скоро этот день будет отмечаться и у нас, что, безусловно, послужит показателем высокого уровня желания что-нибудь купить у одних и высоких моральных принципов — у других. Тогда нужно будет решать, чью сторону принимать. А пока можно, раз скидки, сходить в магазин и купить отпариватель, чтоб пользоваться им, когда за утюгом будет ходить лень, или йогуртницу — поставить ее рядом с милкшейкером. А что? Лишним в хозяйстве не будет, пригодится.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.