Почему сейчас «клоун» — почти ругательное слово
В семье Смолиных из Московского четверо приемных детей. Один из них, Юра, на днях отпраздновал девятый день рождения. Заветный конструктор он получил в подарок от родителей, а осуществление его мечты познакомиться с настоящими клоунами взяли на себя «Новые округа». Вместе с семьей и нашими корреспондентами Юра в преддверии Международного дня смеха отправился в настоящий Дом клоунов театра «Грим масса» на Арбате.
У дверей нас встретил клоун Великолепный Павлик, весь в красном, от ботинок до котелка. Выделялись только его белый грим на лице и кипенно-белое жабо.
КАК ЧАРЛИ ЧАПЛИН, ТОЛЬКО В КРАСНОМ
Пиджачок Павлику был явно тесноват, поэтому, несмотря на весь свой пафос, выглядел Великолепный несколько сконфуженным, что вкупе с деланным его голосом с хрипотцой вызывало детский смех. А-ля Чарли Чаплин, только в красном. Никакого поролонового шарика на месте носа — современные клоуны могут обойтись без этого реквизита. Помогала ему не менее великолепная напарница — клоун Клава.
АРЛЕКИН ВМЕСТО КУКУШКИ
Дом клоунов оказался уютной двухкомнатной квартиркой. Только обычные люди, пожалуй, не решились бы на такое буйство красок в интерьере. Клоуны в доме были повсюду: в виде фарфоровых статуэток на полочках, на картинах с изображениями древнеитальянских паяцев и современных цирковых «повелителей смеха». Даже из часов, из которых, по логике, должна выскакивать кукушка, выпрыгивал клоун.
МОБИЛЬНЫЙ ЛЕДЕНЕЦ И ЧУДО-ПЕЧКА
В синей комнате Павлик и Клава учили детей жонглировать, скручивать мордочки из воздушных шариков. В красной комнате со сценой и ширмой они показывали ребятам фокусы. Уложили в « волшебный» сачок телефон их мамы и попросили дружно произнести заклинание. Телефон превратился в леденцы. Ребята прыгали от радости, но попросили вернуть маме аппарат.
У мастеров перевоплощения оказалась чудо-печка, которая из муки и заклинаний печет вкуснейшее печенье.
— Это же волшебство! — восторженно шепчет Юра, уплетая сладости.
— Ты сильно-то не наедайся, аппетит перебьешь, а дома суп, пообедать надо, — говорит ему мама Наталья.
— А какое заклинание в этой печке суп готовит? — не унимаясь, с надеждой спрашивает Юра у Клавы. — Может, он тоже сладкий...
— Суп она готовить не умеет, — разводит руками клоунесса. — Но к твоему следующему приезду обязательно научится.
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ НА БИС
Дети примеряли клоунские костюмы, блестящие парики и накладные носы. Собственный нос потел, ноги путались в шароварах, ребята падали, хватались друг за друга, падали вместе и радостно смеялись. Под конец шоу они так разошлись, что начали сами показывать фокусы. Особый восторг вызывал трюк с исчезновением большого пальца. Маленький иллюзионист Юра, показывая этот фокус, сорвал аплодисменты и даже пару раз повторил его на бис.
ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩЕГО
Когда детский праздник закончился, «НО» тоже не упустили возможность поговорить с настоящим клоуном. Сегодня это очень редкая профессия: на всю страну, по словам Великолепного Павлика (Павла Иванова, руководителя театра «Грим масса»), их не более 200. Почти негде учиться этому искусству, и некому обучать. И не надо путать профессиональных дипломированных клоунов с аниматорами и ряжеными, которые веселят публику на улицах, детских праздниках и в торговых центрах.
УМЕТЬ ДЕЛАТЬ ВСЕ
— В Советском Союзе было всего два цирковых училища — Московское и Киевское. Я оканчивал Киевское, — говорит Иванов. — Клоун должен уметь все: владеть акробатикой, жонглированием, эквилибристикой, стоять на руках, рисовать, петь, танцевать ...
Когда-то таких универсалов тщательно отбирали. В конце 80-х, когда Павел поступал в училище, конкурс был 64 человека на место. И он прошел с первого раза.
— У меня родители — цирковые артисты, они меня многому научили, — объясняет он. — Помню, комиссия меня спросила: играете на гитаре? Да, играю. А петь можете? Могу. И песни пишу. Играйте на гитаре и пойте. А на катушках стоите? Стою. А можете стоять на трех катушках, играть на гитаре и петь? Никогда не пробовал, но и это сделал.
НЕ РУГАТЕЛЬСТВО, А ГОРДОСТЬ
Сейчас «клоун» — почти ругательное слово. И отношение к этой профессии несерьезное. Надо снова популяризировать это искусство, считает Павел Иванов.
— В 70-х годах обозвать кого-то клоуном было бы странным. Клоуны были героями, почти как космонавты: Никулин, Румянцев, Попов — мощнейшие фамилии. Румянцев и Никулин, на минуточку, Герои Социалистического Труда. Сейчас мысль дать клоуну медаль никому и в голову не придет.
СМЕШНОЙ ДЛЯ ВСЕХ
Павел Иванов — клоун уже более четверти века. 14 лет он проработал в Росгосцирке, гастролировал по стране и миру и ушел за год до пенсии в свободное плавание, основал собственный театр клоунады. Со временем его образы трансформировались от гротескного до клоуна-аристократа во фраке и цилиндре и красного Павлика. Настоящий клоун, говорит он, может на любой публике в любой стране делать одно и то же и быть одинаково смешным для всех.