Воскресенье, 28 апреля 2024, 06:36
Облачно С Прояснениями 9°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

Если у вас поселился контрабас

9 января 2022 года. Вороновское. На фото музыкант-контрабасист Евгений Стойко со своим инструментом. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Приехав на спектакль в Большой театр, загляните в оркестровую яму и обратите внимание на контрабасистов. Вполне вероятно, что среди них вы увидите невысокого музыканта, который вместе со своими коллегами готовится к выступлению. Возможно, что это будет житель поселения Вороновское — Евгений Стойко.

Когда Евгений Стойко приходит в свою квартиру, то ему кажется, что он снова студент музыкального училища. В одной из комнат кто-то да обязательно играет. Будь то скрипка (значит, репетирует старший сын) или контрабас (репетирует младший сын).

— Нет, соседи на нас не жалуются. Более того, мы, когда из прошлой квартиры уезжали, наоборот, говорили, что нас очень будет не хватать.

Единственной пострадавшей, если, конечно, ее так можно назвать, считается супруга Евгения, которой периодически приходится передвигать инструменты во время уборки по дому.

— Тем более что контрабасов у нас в квартире три, — продолжает Евгений Львович. — Но жена уже привыкла.

Непопулярный инструмент

Евгений Львович о карьере контрабасиста никогда и не мечтал.

— Честно скажу, им вообще никто и не мечтает стать, — признается музыкант. Этот инструмент как будто обижен всем музыкальным сообществом. Сначала ты будешь кем угодно: пианистом, скрипачом, гитаристом. И только в последнюю очередь в руки попадет этот, на первый взгляд, неповоротливый инструмент.

— Причем случайно. Кто-то предложит, ты пропробуешь... А потом в итоге и поменяешь квалификацию, — говорит Стойко. Евгения контрабас нашел благодаря знакомому. А вот к младшему сыну буквально сам попал в руки. Сначала Серафим учился играть на скрипке, как старший брат. Но та не просто не слушалась, а отлетала в стенку!

— А потом знакомый нашел маленький контрабасик, совершенно случайно. И мы решили попробовать дать его Симе. Все получилось, — вспоминает Евгений.

Хрупкий товарищ

Несмотря на то что контрабас — инструмент весьма массивный, он достаточно хрупкий. Нет, конечно, просто так не сломается. Но зато «болезни» у него такие же, как и у человека. Склонен он к инфарктам и даже к инсультам. И нужна ему в такие моменты настоящая реанимация у мастера. Все эти недуги означают только одно — дерево, из которого сделан инструмент, не выдержало времени и дало трещину.

На вес золота

В Большом театре, где и работает Евгений Стойко, есть контрабасы, на которых играют в исключительных случаях. Старинные инструменты XVIII–XIX веков на вес золота.

— Хотя 20 лет назад, когда я только пришел в Большой театр, на них играли, — вспоминает Евгений Стойко. — До сих пор пользуемся старинными нотами, хотя и их меняют на современные. Помню, мы играли оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Так на одних нотах даже была пометка, на каком месте Сталин покинул ложу. Это произошло в тот момент, где была постельная борьба между Катериной и Сергеем (по одной из версий вождь вообще не любил постельных сцен в  произведениях искусства, поэтому всегда очень резко о  них высказывался.  — «НО»). И после этого случая композитор Дмитрий Шостакович убрал это из оперы.

Во всем остальном работа в Большом театре, наверное, мало чем отличается от других оркестров. Конечно, за исключением масштабности происходящего.

— Наверное, это мечта любого музыканта, — говорит Евгений. — Что интересно, мне еще во время учебы говорили, что играть мне в Большом театре, а я не верил. Просто был хорошим музыкантом, но ведь не единственным!

Кстати, работа в Большом — это и периодические экзамены. Музыкантов всегда прослушивают, проверяют на профпригодность.

Оркестровые хитрости

Чтобы быть контрабасистом, нужно быть и физически выносливым. Если у человека проблемы со спиной, музыкант не сможет продолжить игру. Зачастую в оркестровой яме приходится сидеть во время спектакля по четыре часа.

Привыкли музыканты и к засыпающим зрителям. С одной стороны, они ничем не мешают.

— А с другой — нет-нет да и прилетит тебе на голову программка. Смотришь наверх — а там уже кто-то носом клюет. Так что опасная у нас профессия, — смеется Евгений Львович. — Хотя, наверное, одна из самых лучших. Мы одни из немногих, кто пересмотрел весь репертуар в нашем театре.

Возможно, такое о себе совсем скоро смогут рассказать и сыновья Евгения Стойко. Они тоже выступают в Большом театре на ежегодных концертах. И их уже называют настоящими виртуозами.

— На выступлениях сыновей волнуюсь больше, чем на своих! — говорит Стойко. — Они уже и в Большом выступали, и в конкурсах побеждали. Видимо, судьба у нашей семьи такая — музыкальная.

Новости партнеров