Если деньги заблудились
Жители десятка домов в микрорайоне «Родники» Рязановского поселения в первые дни лета внезапно остались без горячей воды. Вот только к плановому отключению эта ситуация отношения не имела.
Выяснилось, что в цепочке «я заплатил за горячую воду — Межрегионгаз получил деньги за поставленный газ» произошел сбой. Граждане-то средства внесли, и даже управляющая компания их перечислила производителю коммунальных ресурсов, а потом что-то не заладилось. Обзвонив все возможные инстанции, рязановцы в итоге стали обращаться в новую структуру, которая уже зарекомендовала себя как серьезная организация по защите прав граждан, — Центр качества городской среды. В течение нескольких дней там было зарегистрировано свыше 100 обращений от жителей «Родников». В Центре откликнулись на зов о помощи и начали переговоры с газовиками и администрацией. Общими усилиями, путем переговоров и разъяснений, проблему удалось решить: горячую воду в «Родниках» дали. Но где гарантия, что история не повторится где-то в другом месте?
Как пояснил нам Марат Исмагилов, эксперт Центра качества городской среды, зачастую поставщики и производители коммунальных услуг предпочитают самое простое решение: нет денег — нет услуг. При этом каждый потребитель, не получив оплаченные услуги, имеет право обратиться в суд, и вероятность выиграть его будет велика.
— В последнее время многое меняется в лучшую сторону, — говорит Исмагилов. — Поставщики коммунальных услуг и управляющие компании понимают, что диалог нужен. К примеру, недавно мы занимались жалобой жителей одного из домов в поселке Знамя Октября. Там с декабря по апрель не работал прибор учета. В результате показания по потреблению горячей воды оказались завышены. Мы доказали этот факт, и теперь всем переплатившим будет произведен перерасчет. Другая история: жители 18 домов обнаружили, что им сполна начислили оплату отопления за май, и это притом, что батареи были горячими шесть дней. Там тоже будет произведен перерасчет.
Есть и еще один вопрос: а существует ли необходимость в плановом летнем отключении горячей воды? Как объяснил генеральный директор АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства», руководитель Центра качества городской среды Александр Козлов, дело в том, что для поддержания безаварийной работы сетей необходимы профилактические работы. Другое дело, что эти работы не должны продолжаться месяц.
— Сейчас коммунальщики должны укладываться в 10 дней, но есть стратегия Минстроя — сократить период до пяти дней, — говорит Александр Козлов.
Заметим, что в новых домах, которые строятся по современным технологиям, уже предусмотрены резервные трубы, позволяющие обходиться без отключений. Выход из положения — индивидуальные тепловые пункты, снабжающие теплом один или несколько домов. За такими решениями будущее. А что касается оплаты, то в Центре качества городской среды напоминают: граждане могут заключить прямой договор с поставщиком коммунальных услуг, минуя всех посредников. Тогда деньги потребителя точно не заблудятся.