Елена Шанина: Я эпоха для театра
Экспрессивная и нежная Кончитта из ленкомовского спектакля «Юнона и Авось», томная Эллочка-людоедка из фильма «Двенадцать стульев» — 24 декабря народная артистка России Елена Шанина отмечает юбилей.
- Вы учились в Ленинграде у Игоря Дмитриева. Как оказались в Москве, у Захарова?
- В 1974 году Марк Анатольевич приехал в Ленинград со спектаклем «Автоград-XXI». Он искал молодых актеров. И мне предложили показаться.
Я к тому моменту уже играла Ларису в дипломном спектакле «Бесприданница». И вместо показа просто пригласила на спектакль. Захаров пришел, посмотрел и позвал меня в Москву.
- У вас много ярких драматических работ. Какая для вас самая знаковая?
- Все-таки это Мирра в инсценировке Марка Захарова и Юрия Визбора «В списках не значился» по прозе Бориса Васильева, где было много современных аллюзий. Тяжелая, сложно рожденная роль.
Я очень благодарна Марку Анатольевичу, что он спас меня от очевидного драматизирования и излишней сентиментальности. Еще одна важная работа для меня — в «Поминальной молитве». Роль дочери Тевье Цейтл была переходной, возрастной. Я могла ее играть долго, но ушел Евгений Леонов, и — ушла роль.
- Ну а как же Кончитта? О «Юноне и Авось» можно говорить бесконечно. И ведь именно «Юнону и Авось» Пьер Карден пригласил к себе в театр в Париж?
- Я, как и все, была ошарашена этими гастролями, этим фантастическим городом. И не чувствовала ответственности, которая на нас лежала, — все-таки это был год, когда был сбит корейский боинг, и отношение к русским было непростым.
А сами гастроли — это был такой титанический труд — мы репетировали каждое утро, немного отдыхали и обязательно к пяти вечера возвращались в театр на разминку. То, как нас принимал Карден, как он открывал нам Париж, какое было общение — это фантастика! Приходили интересные люди. В один из вечеров на спектакль пришла обожаемая в Союзе Мирей Матье. И преподнесла мне огромный букет! Я была ошарашена, при наших-то трех гвоздичках…
- Возвращаясь в сегодняшний день, все-таки «Ленком» и Захаров — это целая эпоха для вас.
- Так ведь и я для «Ленкома» — тоже эпоха.
Это потрясающий театр, переживавший разные периоды. Но с Захаровым работалось прекрасно. Марк Анатольевич сразу установил некую дистанцию между собой и нами. Это не мешало понимать его социативное мышление — актерам сразу становилось понятно, что и как играть.
Захаров сам — блистательный актер, очень классно показывает, хотя повторить за ним невозможно. Марк Анатольевич никак не мог понять, почему я редко снимаюсь в кино. А я просто не очень люблю процесс киносъемок. Мне непонятны эти огромные паузы, ожидания на площадке. Мне не нравится начинать с финала, заканчивать серединой, а самую тяжелую в драматическом плане сцену снимать на излете смены.
- Елена Юрьевна, накануне юбилея о чем думается?
- Что жизнь — прекрасна. К сожалению, понимаешь это не в начале и не в середине, а после определенного возраста.
Понимаешь, как надо было дорожить каждым моментом, как много было пропущено. Сейчас у меня — такой период, когда я наслаждаюсь каждым днем, каждой работой и каждой новой встречей.
СПРАВКА:
Елена Шанина — актриса театра и кино, родилась в 1952 году в Казани. В 1974 году окончила актерский факультет Ленинградского государственного института, театра, музыки и кинематографии, курс И. П. Владимирова. В 1975 году была принята в труппу Театра им. Ленинского комсомола. В кино снялась в популярных фильмах: «Аты-баты, шли солдаты...», «Принцесса цирка» и других. С начала 1990 годов играет в антрепризных спектаклях. Работала на телевидении, играла роли в радиопостановках.