— Объективность этого рейтинга подтверждается не только официальными сообщениями о благоустройстве столицы, о решениях отдельных транспортных проблем, о модернизации крупнейших предприятий, но и нашими собственными отборами проб воздуха по проекту «Чем дышит Москва?», — говорит Роман Пукалов. — Сравнивая ситуацию с загрязнением атмосферного воздуха в крупных мегаполисах нашей страны, мы утверждаем, что Москву нельзя называть «грязным» городом.
— Означает ли это, что сейчас экологическую обстановку в Москве можно назвать благополучной?
— Экологическую ситуацию в Москве мы оцениваем как удовлетворительную. Все-таки в столичном регионе самый большой автомобильный парк в стране, а машины — основной загрязнитель, поэтому проблем хватает. Наш рейтинг учитывает не только состояние окружающей среды, но и гражданскую активность населения, экологическую ответственность бизнеса, адекватность и оперативность действий властей в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Москве тут можно ставить твердую пятерку. Судите сами. Мы публикуем экологический рейтинг регионов уже девять лет. Прежде Москва из 85 субъектов Федерации занимала в нем 50–60-е места. Но в последние 3–4 года ее рейтинг неуклонно рос.
— Какие меры столичных властей вы считаете наиболее эффективными для улучшения экологии?
— Тут целый комплекс. Выбросы сокращаются прежде всего благодаря переходу на оборот топлива Евро-5, в котором в пять раз меньше диоксида серы, чем в Евро-4. Существенный вклад в экологию дает планирование дорожного движения, благоустройство центра, строительство новых развязок, озеленение территорий. Введение платных парковок — это хоть и не популярная мера, но она безусловно привела к тому, что в центральном районе Москвы теперь можно дышать.
— Какие районы Москвы, по вашей оценке, являются наилучшими с точки зрения экологии, а какие нет?
— Составлять экологический рейтинг районов — бессмысленное занятие. Этим только риелторы занимаются, называя лучшими те районы, где продается их недвижимость, и опуская в рейтинге территории, на которых у них нет объектов. Это некомпетентные спекуляции. Концентрация загрязняющих веществ в том или ином районе зависит в основном от того, сколько в конкретный момент времени там находится автомобилей.
Высокая концентрация загрязняющих веществ в часы пиковых нагрузок наблюдается в районе Лефортовского тоннеля и наших кольцевых дорог. Пик приходится на время с 7:30 до 9:00, а также с 17:00 до 19:00. Проводили анализ и по дням недели. Наиболее проблематичным оказался четверг. Низкая загрузка наблюдалась в выходные дни. Иными словами, экологическая обстановка в большинстве районов Москвы зависит от дня недели и времени суток. Соответственно экологическая ситуация почти во всех районах города неравномерна и не может быть однозначной.
— А как же промышленные районы города?
— Доля выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями в Москве очень мала. При этом большинство крупных предприятий, в том числе Московский НПЗ, давно стоят на автоматическом контроле. Они оснащены датчиками, которые в онлайн-режиме передают информацию в «Мосэкомониторинг» об объемах выбросов из труб. К таким предприятиям меньше всего вопросов.
— А как контролировать предприятия, которые без датчиков?
— В рамках проекта «Чем дышит Москва?» мы в 2015 году отправляли запросы на все крупнейшие промышленные предприятия города с просьбой допустить нас на производственную площадку для самостоятельных замеров. Большинство государственных предприятий в письмах сообщили нам об объемах и составе выбросов, где-то мы получили приглашения посетить производственную площадку.
Из частных предприятий только Московский НПЗ допустил нас на свою производственную площадку для самостоятельных замеров. Это пока единственный уникальный пример открытости. Ведь частники не обязаны нас допускать, они обязаны отвечать только надзорным органам. Но мы повторно отправили запросы примерно 50 предприятиям.
— Влияют ли на столичную экологию подмосковные промышленные предприятия?
Исходя только из кадастров, в ближайшем Подмосковье, а это не более 10–15 км от МКАД, мы насчитали 1800 объектов, которые выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества. Из них около 130 — крупные предприятия. А три предприятия настолько крупные, что реально оказывают воздействие на всю территорию Москвы, в том числе из-за выбросов сероводорода.
— В Москве и области много источников сероводорода?
Источники сероводорода есть повсеместно. Помимо крупных промышленных объектов это и канализационные насосные станции. Вопрос в том, насколько они герметичны, новое ли там оборудование. Жалобы на локальные утечки мы наблюдаем повсюду, особенно когда устанавливается безветренная погода.
Из крупных источников — это Люберецкие очистные сооружения, «Вторалюминпродукт», «Москокс». Московский НПЗ был источником, но после реконструкции, тут надо отдать должное заводу, датчики автоматического контроля не фиксируют превышений по сероводороду. Другое дело, что кроме самого МНПЗ в этом районе есть еще порядка 10 хозяйствующих субъектов, в том числе ведущих какую-то деятельность по обработке нефти.
Это, если можно так сказать, слабо понятные хозяйствующие субъекты без вывески и без названия, которые являются источниками. Но при всем этом сероводород хоть и имеет неприятный запах, для здоровья человека практически неопасен.
— А какие вещества наиболее опасны?
— Наиболее опасны бензпирен и формальдегид — это 1–2-й (наивысший) классы опасности. Данные вещества характерны в первую очередь для выхлопных газов автомобилей. Также опасны диоксины.
Они образуются при сжигании пластика, прежде всего поливинилхлорида. Источником являются горящие свалки, мусорные баки, старая технология сжигания на мусоросжигательных заводах. Вообще, к первому классу опасности относится добрая половина веществ, которые содержатся в выхлопных газах.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Нагибин, председатель правления "Зеленого патруля":
— В Москве, безусловно, есть острова экологического неблагополучия и даже километровые линейные полосы неблагополучия вдоль наиболее загруженных автомагистралей с повышенным количеством выхлопных газов. Однако полный переход на топливо экологического класса Евро-5 уже позволил снизить на 100 тысяч тонн в год это количество. Мы в ближайшие месяцы планируем проверить АЗС нашей столицы и Подмосковья на качество реализуемого топлива.