Екатерина Великая и Ломоносов из фарфора
Ольга Иванникова, кукольный мастер, хранитель фондов музея «Государыня», городской округ Щербинка
Хотя я окончила Бауманку и 15 лет чертила самолеты, но с детства создавала кукол: сначала из папье-маше, потом перешла на фарфор. В фарфоровые куклы не играют, они для взрослых.
Моя Екатерина Великая метр высотой, в костюме, расшитом 136 шведскими фианитами, ездила на шоу в Чикаго, а русская боярыня — в Париж. А некоторые куклы полмира объездили: Хилари Клинтон, Виктор Черномырдин, Слава Зайцев — все они имеют точное портретное сходство.
Сейчас в нашем музее в ДК «Щербинка» собрана коллекция из 137 кукол: императоры-реформаторы, защитники России, гении русской словесности, выполненные и вовсе в единственном экземпляре.
Создание новой куклы начинается с изучения исторических источников, чтобы создать точную копию костюма персонажа, которого она олицетворяет. Технология изготовления самих кукол сложная, но традиционная: на Руси фарфоровые куклы начали делать в XVIII веке, а сами традиции пришли к нам с Востока. Сначала скульптор лепит пластилиновую фигуру, затем огнеупорщик обмазывает ее подсолнечным маслом и укладывает в гипсовую форму.
После пластилин вытаскивают, а в образовавшуюся полость вливают фарфоровую массу. Когда она застывает, получившиеся фигурки склеивают, шлифуют и обжигают при температуре 1200 градусов. Потом фигурку расписывает художник, и передают в работу портнихам. А у них более 25 операций! Костюм, обувь, парик, аксессуары, антураж... Самое сложное и нервозатратное — поиск нужных материалов. Так, кольчугу Александра Невского мы плели из канцелярских скрепочек, саблю уральскому казаку делали из немецкого крепления к шторам. Каждая кукла как ребенок, которого нянчишь, и если она создается под заказ, с ней сложно расставаться...
Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Новые Округа»