Вторник, 11 ноября 2025, 06:35
Пасмурно 5°

Опросы

10 ноября—Всемирный день науки за мир и развитие. Знали ли Вы о разработке инновационных плазменных двигателей для космических миссий, которые недавно создали в сотрудничестве с «Росатомом» в Троицке?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Классические композиции всегда благоприятно влияют на душевное благополучие, поэтому слушатели точно проникнутся мастерством артистов. Творчество таких великих музыкантов не должно быть забыто.
— Классические композиции всегда благоприятно влияют на душевное благополучие, поэтому слушатели точно проникнутся мастерством артистов. Творчество таких великих музыкантов не должно быть забыто.
Заместитель директора ДК «Первомайское» Светлана Горовая.
Эдуард Успенский навсегда останется в памяти не одного поколения его читателей. Фото: photoxpress

Эдуард Успенский знал сказочный секрет

Эдуард Успенский навсегда останется в памяти не одного поколения его читателей. Фото: photoxpress
Эдуард Успенский навсегда останется в памяти не одного поколения его читателей. Фото: photoxpress

Он жил и работал во Внуковском. Так что Новая Москва может по праву считаться родиной всех его героев…

…Ему шел 81-й год, Эдуарду Успенскому. Есть что-то остро щемящее в том, что не стало его в Успенский пост, в первый день, 14 августа, — такое вот удивительное совпадение. И все осталось в прошлом… Уход — точка. Что происходит после нее, превращается ли она в многоточие? Кто-то скажет — конечно. Дай Бог. И если так, его душа успокоится вскоре — предельно уставшая от тех испытаний, что выпали писателю в последние годы.

Но вспоминается сейчас иное, о другом думается. Он стоит перед глазами — неизменная улыбка, шарм, сдержанное пижонство — прирожденный франт! Счастливый человек, человек-успех. Человек-юмор. Его биография, кроме деталей, известна всем и каждому в нашей стране — поскольку состоит из сплошных черточек-меток: «придумал Чебурашку», «придумал Крокодила Гену», написал «Каникулы в Простоквашино». И далее по списку: «Дядюшка Ау», «Колобки», «Осьминожки», «Клякса»… и «Пластилиновая ворона» — он! Успенский — везде.

Так случилось. Может быть, мы даже не осознавали этого до конца. Ему нравилось придумывать для детей: сказки, мультфильмы, радиопередачи.

Проба пера

Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона»
Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона»

…Родившийся в семье работника ЦК ВКП(б) Николая Успенского и инженера-машиностроителя Натальи Дзюровой мальчик Эдик как бы априорно не должен был быть юмористом. И время рождения непростое, и семья «нешутейная». Но что делать, если таланта ему было отпущено свыше — куда выше нормы? И он не давал ему жить спокойно, этот талант… И обращаться с собой без почтения не давал. Поэтому, хотя Эдик Успенский и учился в Московском авиационном институте, литература не просто звала его за собой — тащила, не давала спрятаться. В институте — привела в стенгазету. Там случилась проба пера: первые фельетоны, стихи, заметки, участие в капустниках… Он и сам поражался, как просто давались ему какие-то вещи. Предложил что-то в популярный тогда «Крокодил» — взяли. Взяла кое-что и «Неделя». Успенский радовался успехам, как ребенок, но до конца в предназначение поверить не мог. Даже когда его стихи для детей взяла «Литературная газета»… После окончания института инженер Успенский отправился работать на Второй московский приборостроительный завод. Но в родной МАИ захаживал.

И вскоре стал там автором эстрадно-сатирического театра «Телевизор». Может быть, дело в том, что разгулявшаяся «оттепель» дала дышать талантам? Может быть… Но год спустя в сборнике юмористических рассказов для эстрады «Четверо под одной обложкой» были представлены Феликс Камов, Аркадий Арканов, Григорий Горин и Эдуард Успенский.

Писать только для детей

С середины 1960-х годов Успенский, которому все было интересно и «вкусно», понял, что ему надо писать для детей. Там получалось лучше, чем где бы то ни было: легко, весело, но и не глупо при этом.

Он с детьми не сюсюкал, не заигрывал, не допуская и грамма неискренности — а дети всегда это чувствуют. И в 1965 году вышла первая книга Успенского — что характерно, стихотворная: «Смешной слоненок».

Герои его книги «Дядя Федор, пес и кот»
Герои его книги «Дядя Федор, пес и кот»

Несмотря на то что Успенский — чудесный поэт, большинство из нас в первую очередь воспринимают его как писателя, работавшего не со стихотворными, а именно с прозаическими текстами, как бы забавно ни звучало слово «проза» в применении к «Крокодилу Гене» и всем его замечательным друзьям. «Вниз по волшебной реке», «Чебурашка и его друзья» и «Отпуск крокодила Гены» — на этих книгах росло поколение тех, кому сейчас 50. На них же росли и их дети — ибо никаких альтернатив Гене и Чебурашке просто не нашлось. Эти книги переиздают и сейчас. Но не потому, что больше издавать нечего — с этим у нас, как все знают, нет проблем. Их переиздают, потому что они прекрасны, эти книги… А еще у них была и остается одна уникальная особенность. Дети читали их, воспринимая, как и положено — то есть как добрые сказки с удивительно объемными, красочными персонажами. Взрослые же понимали, что эти книжные, а затем и знаменитые мультипликационные герои очень точно воссоздают распространенные, узнаваемые человеческие психотипы. И только став взрослыми, вчерашние дети начинали осознавать, как много глубины было в этих «легких» книжечках для младшего и среднего школьного возраста… Ну и еще, конечно, факт, теперь уже исторический. Анекдот способно породить лишь нечто экстрапопулярное. Анекдоты про Гену и Чебурашку порой опережали по количеству «коллег» про Штирлица, Чапаева и «русского-немца-поляка». И это — самое точное подтверждение мегауспеха.

Хитовый автор

Поразительно, но Успенский практически не писал нехитов. Когда вышли его книги про Простоквашино, дядю Федора, Шарика и Матроскина, случился подлинный «бум»: люди даже говорить начали с интонациями этих анимированных героев. В Матроскина влюбились все, в Печкина — не все, но многие, дураковатый Шарик был «разобран» на цитаты, а семейные психологи проводили тренинги, опираясь на пример кризиса пары папы и мамы дяди Федора. Вышла «Пластилиновая ворона», куда он написал стихи за считаные минуты, — все рыдали от смеха и цитировали «ворону».

Чебурашка стал культом в Японии, не раз становился талисманом нашей сборной.

Но многие другие произведения Успенского — на самом деле блистательные — оставались чуть в тени прогремевших, хотя качественно им ничем не уступают.

Например, те же «Гарантийные человечки» , «Школа клоунов» или «Меховой интернат» становятся настоящим открытием для всех, кто каким-то образом пропустил их в свое время… Да и срока давности у них нет, у этих книг, и сегодня читаются, будто написаны только-только, а не несколько лет тому назад.

Успенский пробовал себя в разных жанрах. Даже выпустил «занимательный учебник» по радиотехнике «Лекции профессора Чайникова» и исторический роман «Лжедмитрий Второй, настоящий». Он успешно работал на радио и ТВ, с него началась когда-то «Радионяня», первые «АБВГДейки», его пьесы ставили театры, по его сценариям снимались фильмы… Но истинным его предназначением стали они — герои детских книг.

Неутомимый бунтарь

И, конечно, Крокодил Гена и непонятное, но такое милое и симпатичное создание — Чебурашка
И, конечно, Крокодил Гена и непонятное, но такое милое и симпатичное создание — Чебурашка

В историю детской литературы Успенский вошел как милый, добрый и талантливый «папа Чебурашки», а вот в историю борьбы за авторские права — как неутомимый бунтарь, воинствующий Дон Кихот. Иногда казалось — а может просто склочничает? А сейчас становится понятно: он и свои права отстаивал, но и бился за интерес коллег по цеху, от щедрот распылявших талант налево-направо и никогда за него ничего не получавших.

Он очень сильно болел в последние годы.

Исчез с экрана, не хотел давать интервью. Изменился до неузнаваемости, сжигаемый страшной болезнью.

Мелькнул как-то в программе одного из каналов — сразил переменами так, что сердце сжалось. А главное — драмы просто преследовали. Болезнь, страдания, развод. Как манна небесная — возвращение второй жены, все простившей, понявшей, забывшей обиды и вернувшейся в самый трудный момент… Он боролся с болезнью, даже когда это было практически невозможно. Победила она? Но так ли? Он остался — в книгах, стихах, в чертах своих героев, в которых Эдуард Николаевич как автор растворялся без остатка.

Сам он шутил как-то, что Шапокляк «списал» с первой супруги, но добавил сказочной старухе те свои собственные черты, которые так в себе не любил.

В его героях узнаем себя и мы — это главная магия Успенского. Мы цитировали его и будем цитировать, ожидая встречи с его миром, путь в который открыт для любого, способного поверить в сказку.

Таких людей много. Тот, который был один и уникален, ушел. Светлая память…

СПРАВКА:

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в подмосковном городе Егорьевске. Он получил образование инженера в Московском авиационном институте, однако зарабатывал на жизнь созданием сценариев для мультфильмов. Успенский писал детские книги, стихи.

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Сергей Сельянов, продюсер:

Бог дал Эдуарду Успенскому просто и легко сочинять произведения, которые сразу ложились на душу всем — и детям, и взрослым. Успенский — главный из писателей, из сценаристов. У каждого в душе есть оценка вклада Успенского в отечественную мультипликацию, и ее нельзя измерить, да и не надо этого делать.

 

Юрий Энтин, поэт песенник:

Далеко не все знают, что Эдуард Успенский был автором серьезных исторических романов, причем очень хороших.

Все знают Успенского как детского писателя и неутомимого борца за авторское право, а он больше дорожил своими трудами историка. Очень хороший роман написал о Лжедмитрии.

 

Андрей Шемякин, писатель:

Он — Андерсен наших дней. С ним уходит из жизни представление о том, что индивидуальное добро и есть сила. Единственная, за которую не стыдно вообще. Сила искусства. Светлая память. Нам его будет очень не хватать. Но с нами — его книги.

 

 

Екатерина Рождественская, журналист:

Сколько радости он нам дал, какой доброй обладал фантазией, сколько прекрасных друзей придумал, как замечательно повлиял на несколько поколений… Ушел великий сказочник Эдуард Успенский

 

Новости партнеров