Эдгард Запашный: С умным животным можно договориться
Труппа Большого Московского цирка во главе с артистом Эдгардом Запашным вернулась с международного фестиваля в Монте-Карло, завоевав там золотую и серебряную награды.
Об особенностях самой опасной в мире работы, общении с дикими животными и преимуществах российского цирка дрессировщик рассказал корреспонденту «НО».
- Сторонний наблюдатель назвал бы работу дрессировщика и таинственной, и опасной. А как бы ее охарактеризовал профессионал?
- Работа дрессировщика — это в первую очередь терпение. Ведь в наши обязанности входит не только непосредственный контакт с животным, но и изучение его психологии, манер, повадок. Если ты общаешься с животным, чье умственное развитие находится на высоком уровне, придется проводить с ним практически все свободное время, сближаясь кропотливо и монотонно. Поверьте, это кого угодно морально вымотает.
- А можно ли просто заявить «хочу быть дрессировщиком!» и пойти работать? Или это не каждому дано?
- Пожалуй, не каждому. Людям, которые привыкли к быстрым результатам и в принципе не умеют ждать, будет особенно тяжело. Энергичность надо поумерить.
- Но разве вы не энергичный по своей натуре человек?
- Вот поэтому даже мне приходится бороться с собой, хоть я и посвятил дрессуре всю свою жизнь! Я из тех, кто любит и результаты, и достижения. Но опыт показывает, что в моей работе скорость будет играть против меня. Так что да, порой приходится заставлять себя выжидать.
- С профпригодностью потенциальных дрессировщиков разобрались. А вот что касается животных, любого ли можно приручить?
- Большинство будет разочаровано, но в 90 процентах попыток войти в близкий контакт с животным человек потерпит фиаско. Хищник останется хищником в любой ситуации. Мало тигров, которые, вырастая, продолжают оставаться милыми и пушистыми котятами. Кроме того, и среди животных есть трусы, паникеры, бегущие от собственной тени… С такими придется вдвойне сложно. Но со здоровым умным животным при должном терпении вполне можно договориться.
- А принцип индивидуального подхода работает?
- Животное животному рознь. Вряд ли два, скажем, кролика будут сильно отличаться друг от друга по своему характеру. А вот если ты работаешь с умным и агрессивным зверем, тут уж всех под одну гребенку не выровняешь. Придется не только его с собой знакомить, но и самому представляться.
- Какое животное, поддающееся дрессуре, самое опасное?
- То, которое одновременно наделено и умом, и силой. Пожалуй, в категорию «опасных» смело можно отнести еще и слонов, тигров, львов, носорогов и касаток. Горилл выделю особенно. При своей недюжей сообразительности и физических данных они имеют еще и природную агрессию. Эти животные склонны решать все вопросы силой, а для человека такой подход чреват последствиями.
- Однако у вас-то с любыми хищниками сладить получается! Впрочем, как и с должностью директора одного из первых цирков страны. Как удается совмещать творчество и бюрократию?
- Для меня мои обязанности сюрпризом не были. Пять лет назад, вступая на эту должность, я прекрасно знал, куда я иду и какие цели перед собой ставлю. Один бы вряд ли, конечно, справился. Большое спасибо стоит сказать моей команде, это около двадцати человек. Я предпочитаю строить нашу работу на доверии, ведь самому все контролировать невозможно. Но в моем случае — и не нужно: ребята четко осознают ответственность и ни разу еще не подвели.
- А в чем, по-вашему, главное преимущество российского цирка перед мировым, даже тем же «Дю Солей»?
- Большие традиции, многовековая культура, желание прогрессировать. Европа сейчас все преуменьшает. Посмотрите на любой театральный фестиваль: 80% происходящего — это минимум реквизита, костюмов и света. И это деловито называется «современным искусством». На самом же деле это единственный возможный выход при их жадности и нехватке денег. Российский цирк на глобальность и событийность никаких средств не жалеет.
- И ведь не только от реквизита отказываются… Многие европейские цирки сейчас запрещают и животных на манеж выводить.
- На мой взгляд, это лицемерие. Мировые цирки отказываются от животных, приравнивая это к якобы отказу от насилия. Но дрессура и насилие — не одно и то же. При профессиональном подходе животное становится артисту больше чем лучший друг. К животным относятся как к равным партнерам. И почему бы не дать им возможность показать себя и свои возможности?
- Что же теряет цирк с этим отказом от дрессуры?
- Без животных все становится одинаковым. Сходите на любое представление без их участия: через 40 минут зритель начинает откровенно скучать. Жанры ведь одни и те же. И самое главное — нет развлечений для детей! Ведь цирк — это одно из немногих искусств, которым можно наслаждаться всей семьей. А у младшего поколения бурю эмоций вызывают прежде всего животные.
- Кого можете назвать главным конкурентом российского цирка?
- Пожалуй, Китай. Китайский цирк всегда мощно представлен на международной арене. Уберите российских и китайских участников с фестивалей — на них просто никто не пойдет. Это наши единственные реальные конкуренты. Нам бы учиться их амбициям, поддержке собственных национальных интересов, чувству патриотизма, которое воспитывается с детства.
- Но ведь есть же у нас преимущества?
- На сегодняшний день мы на много десятков лет вперед ушли в дрессуре. Но их акробатическая школа даст фору любому. Нашим артистам всегда есть что у них перенять.
- Вы ведь о Китае не понаслышке знаете…
- Да, с 16 лет выступали на их манежах. Но душа и сердце даже тогда Москве принадлежали.
- И до сих пор принадлежат? Вы ведь весь мир в гастролях повидали!
- Знаете, стоит попасть на Красную площадь, и я понимаю: из этой страны никуда не хочется уезжать. Моя профессия позволяет свободно мигрировать куда захочу, но в столице я осознаю, что мне это не нужно. Город растет, развивается, присоединяются новые округа. Это вещь очевидная. Главное — обо всей стране не забывать.
СПРАВКА
Эдгард Запашный родился 11 июля 1976 года. В 1988 году дебютировал на цирковой арене, после чего гастролировал по всему миру. В молодости на несколько лет уехал в Китай, выступая на местных манежах с братом Аскольдом. Пять лет назад был назначен на должность директора Большого Московского цирка. Не раз выступал на престижных фестивалях, получил премию «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако.
ТОП-3 Лучшие шоу Запашных
К.У.К.Л.А.
История о настоящих человеческих чувствах, представленная в форме фееричного шоу акробатов, воздушных гимнастов и танцоров. Особую атмосферу сказки создают детально проработанные костюмы и художественный свет.
«Вещий сон» и «Хозяйка Мертвого озера»
Цирковое шоу в двух частях в жанре славянского фэнтези объединено единым местом действия и сюжетом.
Для создания понастоящему сказочного эффекта на манеже появлялись пегасы, русалки, ожившие деревья и множество животных.
СИСТЕМА
Представление, получившее две премии «Мастер» в номинациях «Режиссер года» и «Композитор года». Кроме того, была создана киноверсия, рассказывающая об опасностях, подстерегающих любителей виртуального мира.