Долгая дорога домой
МЕЧТЫ И НАДЕЖДЫ
Анне Азимратовне почти 90 лет, она ветеран Великой Отечественной. Детство и юность ее прошли в трудные военные годы. Аня рано осталась сиротой. Когда началась война, она заканчивала школу, позже стала студенткой Института аэрофотосъемки, геодезии и картографии. Однажды к ним пришли звать в армию: — Зашли в аудиторию, спросили: «Кто хочет защищать родину от фашистской Германии?» Я сидела на первой парте, худенькая, две косички в разные стороны… И первая встала. Оказывается, все ребята тоже поднялись. Кроме одного — Васьки Кротова, он потом священником стал.
ВОЕННАЯ МОЛОДОСТЬ
Так поступила Анна на спецкурсы военной разведки. Училась составлять сводки и наносить на карты места бомбометания.
— Вместе со мной училась машинистка, — вспоминает Анна Азимратовна. — Она говорит: «Что ж мы сидим? Так без нас и война кончится!» А мне и 18 еще не было. Но я написала заявление на фронт.
Аня обрабатывала разведданные, полученные летчиками, а ее сводки потом читал на радио своим знаменитым голосом Левитан. В 18 лет она ушла на фронт и сама стала летать.
— Я воевала в авиации дальнего следования, в разведке. Все время под артиллерийским обстрелом!
МИРНАЯ ЖИЗНЬ
Когда окончилась война, Анну не сразу отпустили домой: она была в штабе незаменима. Только в августе она поехала домой.
— Я была худенькая, маленькая. А способности такие были, что все удивлялись, как в таком маленьком человеке столько помещается.
После войны в свой институт Аня уже не вернулась. Она решила, что нужно учиться там, где можно жить и ничего не бояться: получила новую профессию, окончив финансовое отделение торгового института. Жила в Ногинске, работала, растила сына...
ВТОРОЙ ШАНС
В 1991 году жизнь Зиневич на «до» и «после» поделила страшная авария.
— Меня машина сшибла, я при смерти была, — буднично рассказывает Анна Азимратовна.
Выхаживала Анну участковый врач, а сын ухаживал за лежачей мамой. Было очень сложно, к тому же он жил и работал во Внукове — до Ногинска не ближний свет. Предложил маме переехать в Филимонковский интернат, где ей будет обеспечен хороший уход.
— В интернате ко мне вернулась жажда жизни, — улыбается Анна Азимратовна. — Стала процедуры проходить, потихонечку вставать.
ПРАВО НА КВАРТИРУ
Анну Азимратовну перевели в отдельную палату. Как раз тогда она узнала, что вышел закон, по которому ветеранам положена отдельная квартира. И обратилась к директору интерната, юристу по образованию.
— Она как увидела мои документы — ахнула! — рассказывает Зиневич. — Пока я в больнице была, ордена украли, но документы-то на все 15 наград остались! Стали хлопотать об отдельном жилье. И на четвертый год ветеран получила просторную однокомнатную квартиру. Кухня в ней оказалась такой большой, что Анна Азимратовна там практически поселилась, и шутит — мол, гуляю теперь в комнате:
— Врач мне сказал больше ходить, вот я и хожу здесь. Места хватает! За обретенную награду Анна Азимратовна благодарит сына, директора интерната и администрацию Филимонковского поселения.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья Лопаткина, директор психоневрологического интерната №5 в Филимонках:
- Когда Анна Азимратовна поступила к нам, она даже передвигаться не могла сама. С помощью специалистов она успешно прошла курс реабилитации, стало возможно ее отдельное проживание. А благодаря новым возможностям, которые появились у жителей новых округов, она получила собственное жилье. Но наша забота о ветеране на этом не закончена — наши сотрудники будут вести профессиональный патронаж.