Дмитрий Певцов: Главное — относиться к людям с любовью
У Дмитрия Певцова для встречи с журналистами накопились причины. Их целых две. Во-первых, тридцатипятилетие творческой деятельности, а во-вторых, презентация новой программы «Музыкальные шедевры советского кино», которую народный артист приготовил к юбилею и с которой выступит 2 и 3 ноября в Кремле.
— Каково это — чувствовать, что ты уже тридцать пять лет на сцене?
— Прежде чем начать отвечать, хотел бы объяснить присутствие моей супруги. Она имеет самое прямое отношение к программе в Кремле. Именно она много лет назад сказала мне: «Иди пой!» Сначала мы сделали комнату со звукоизоляцией, потом были замечательные педагоги — от джазовых до консерваторских. Потом пришлось мне идти петь в люди. Что касается цифр возраста, я их не чувствую. Я счастливый человек, благодаря моей жене время идет так незаметно, что я не сознаю, сколько лет прошло — двадцать, тридцать пять. Идея концерта связана не с возрастом, а с новым способом поговорить со зрительным залом.
— А почему вы посвятили программу именно советским песням?
— Я сам себе не так интересен как творческая личность. Я прекрасно понимаю, что буду работать на сцене, пока смогу. Но мне много лет уже не интересны мои успехи. Что я там сыграю, как и где — меня это мало волнует. Мне интереснее разговаривать с людьми о том, что мне дорого. Я выбрал музыкальные шедевры советского кино, потому что, во-первых, часть из них мы уже играли на концертах, во-вторых, я собрал именно шедевры. Если взять период — допустим, с 1960 по 1980 год — кино, которое снималось в Советском Союзе, — и сравнить его с фильмами последних двадцати лет, оно проигрывает. Я понимаю, что новое российское кино вставало на ноги, но количество шедевров несравнимо. Кроме того, советское наследие — это очень интересный пласт культуры, который создавался в эпоху тотальной цензуры. Ничего было нельзя, но рождались великие произведения.
— Что мы увидим в Кремле?
— Рассказывать нам запретили, потому что процесс еще идет. Хочу добавить по поводу песен. Авторы использовали эзопов язык и зашифровывали многие смыслы в свои тексты. И сегодня мы слушаем их как послание из того времени. Некоторые песни — практически христианские молитвы, а в других — строки из Писания. На концерт повлиял уход Марка Анатольевича. Почему-то мы поначалу забыли включить в программу песни из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо», теперь мы исправили это упущение. Оба концерта мы посвятим памяти Марка Анатольевича, 7 ноября у него будет сорок дней.
— А какой у вас любимый советский фильм и песня?
— Любимейшие фильмы — «Тот самый Мюнхгаузен» и «Старший сын». И, кстати, большое отличие советского кино от нынешнего — было огромное количество популярных артистов, и было несколько человек — любимцев. Сейчас любимцев почти нет. Это связано с тем, что профессия девальвировалась. В приоритете успех, деньги, яхты и так далее. Но в принципе на другом тонком уровне артисты отдавали себя зрителю. Отдавали любовь, душу, это не было зарабатыванием денег, хотя они тоже работали не бесплатно.
— А как девальвировалась профессия, по вашим ощущениям?
— Я помню, когда я пришел в «Ленком». Спектакль заканчивался, и стояли человек двадцать-тридцать и ждали Абдулова или Караченцова. Сейчас — ну, один-два человека просят сделать селфи. Я чувствую это в институте по студентам, которые хотят в эту профессию попасть, а потом убегают, сталкиваясь с тем, как много приходится работать, не спать, чтобы в эту профессию попасть. Прежние поколения трудностей не боялись. Да и сам конкурс в театральные институты — в десятки раз меньше, чем раньше. Потому что есть другие способы заработать и хорошо жить.
— Вы согласны с мнением Марка Захарова, который однажды о вас сказал: «Лучше всех понял Певцова Глеб Панфилов»? Расскажите о своем сотрудничестве с Панфиловым. Все-таки три фильма, два спектакля, в том числе «Гамлет» и «Аквитанская львица».
— Марк Анатольевич, мне кажется, тоже меня хорошо понимал и очень душевно ко мне относился. Я помню, он раза два за все годы, что я работал в «Ленкоме», называл меня Дима, а это особая нежность. Ко всем в театре он обращался по имени-отчеству. Не только к артистам. Когда умер мой отец, Марк Анатольевич в каком-то смысле мне его заменил. Приглашал меня к себе в кабинет, мы обсуждали с ним, куда мне дальше двигаться в профессии. И с Глебом Анатольевичем Панфиловым у меня особая творческая связь, я называю его моим крестным отцом — и в кино, и в театре. Я показывался в «Ленком» в 1985 году, и Марк Анатольевич меня звал, но я не пошел, потому что тогда уже работал в Театре на Таганке. А пришел я в «Ленком» через несколько лет, как раз на «Гамлета» после фильма Глеба Панфилова «Мать». Глеб Анатольевич для меня — шаман. Он что-то такое правильное умеет сказать, что реагируют даже не мои мозги, а весь мой актерский организм, и роли получаются. «В круге первом» мы с Ольгой играли супругов. Кто не знает: моя жена — хулиган, импровизатор и абсолютно режиссерские мозги. Так вот Глеб Панфилов как талантливый и мудрый человек практически все предложения Ольги принял, обдумал и включил в фильм. И даже Солженицын утвердил изменения, которые она внесла в свой персонаж.
— В чем недостатки современного российского кино?
— Сейчас стало все можно, цензуры нет. Делай, что хочешь. Но получается, что либо сказать некому, либо не о чем, либо не умеют. Хотя нет, умеют: снимают экшен-фильмы не хуже, чем в Голливуде. Или снимают «Левиафан» — плохое документальное кино. Снять кино, в котором ты будешь говорить о добром, светлом, радостном, о любви, — сложно, если этого нет внутри, если ты не любишь людей, к которым обращаешься. Зато фильмы о том, как все в России ужасно, очень любят на Западе. Это легкий способ получить премию. Но это проблема не только российского кино, но и шоу-бизнеса, и театра. То, что появляется сейчас на сцене, — это издевательство над зрителем. Но цензуры не должно быть.
— Какие музыканты сегодня вас вдохновляют? Что в машине слушаете?
— Назвать отдельного музыканта я не могу. Ну, вот когда я занялся поиском репертуара, я взял песню из фильма «Земля Санникова» — «Есть только миг...». Мало кто помнит, что песни из этого фильма записал — блестяще — Олег Даль. Он наполнил эти ноты своим не только актерским, но и человеческим содержанием. Это меня вдохновляет. Среди современных есть отдельные произведения, которые мне нравятся. Меня радует, например, что есть такие авторы, как Сергей Трофимов. А в машине слушаю радио «Вера». Иногда молитвы православные.
— Что вы рассказываете зрителям на ваших творческих вечерах?
— Я не люблю анекдоты и истории рассказывать со сцены. Это для меня общение другого рода. Расскажу лучше простую притчу. Муж с женой прожили пятьдесят лет. И каждый год на юбилей она готовила пирог. И самую мягкую часть отдавала мужу, а себе оставляла корочку. А на юбилей свадьбы она решила взять себе то, что ей нравится, и корочку отдала мужу. Он взял и сказал: «Любимая, я пятьдесят лет ждал, что ты отдашь мне именно эту часть, но я не мог попросить, потому что знал, что тебе нравится корочка». Это притча о любви.
— Кто возглавит «Ленком» после Захарова?
— Первая и главная задача — это сохранить то, что было поставлено Марком Анатольевичем. Пока должности директора и худрука совмещает директор театра Марк Варшавер. Но, конечно, нужен особый человек, который будет заниматься репертуарной политикой, выбирать режиссеров, оценивать качество новых спектаклей. Мне кажется, что такой человек — Александра Захарова, как продолжатель дела отца, как профессионал, который проработала в «Ленкоме» больше тридцати лет и имеет авторитет в коллективе.
— Вы сын тренера по пятиборью Анатолия Певцова. Он рассказывал, что в детстве вы занимались всеми видами пятиборья.
— Я бы с удовольствием сейчас сказал: «Да-да, конечно!» Но я не занимался фехтованием. Оно у меня — сценическое. Хотя действительно на лошади с четырех лет, папа учил меня плавать, но я не пятиборец.
— Как вам удается поддерживать себя в такой форме? Спорт, еда невкусная?
— Вы мне льстите. Сейчас вернулся с гастролей и не выспался. Мы трудимся над этим, когда есть время. Но главное — относиться к людям с любовью. Это и в зеркале отражается. А Ольга похаживает на кикбоксинг, но это скорее для развития мозга. Актерская профессия, адреналин помогает не поправляться. А вообще, как говорила Плисецкая, «жрать надо меньше».
Справка
Дмитрий Певцов — народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ. Родился 8 июля 1963 года в Москве. В 1984 году после окончания ГИТИСа был принят в труппу Театра на Таганке. Режиссер Анатолий Эфрос ввел Певцова в спектакль «На дне» в роли Васьки Пепла. Всенародную славу артисту принесла роль Савелия Говоркова в одном из первых российских боевиков — фильме Александра Муратова «По прозвищу Зверь» в 1990 году. После этого Певцов снялся в нескольких десятках фильмов и телесериалов: «Мафия бессмертна», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат» и других.