Дмитрий Набокин: "Если мы строим микрорайоны и целые города, то должны предоставить людям возможность учиться, лечиться, работать"
В прямом эфире телевидения «ВМ» он рассказал о планах развития Новой Москвы на ближайшие годы.
- Дмитрий Владимирович, с какими проблемами вы столкнулись, когда заняли должность префекта?
- Практически с теми же, что и были с начала вхождения Москвы на эту территорию. В июле 2012 года, когда мы приступили к работе на «новой» земле, основными оказались самые банальные и, на первый взгляд, простые житейские проблемы, связанные с необходимостью пережить зиму, обеспечить теплом и водоснабжением дома. Система жилищно-коммунального хозяйства была в крайне плачевном состоянии и радикально отличалась от привычной нам старомосковской. Представьте себе Москву 15-20 летней давности, Москву середины 90-х годов. Вот примерно в таком состоянии была сегодняшняя новая Москва. Поэтому главной задачей было просто обеспечить нормальную жизнедеятельность на этой территории, предоставить все необходимые и услуги для жизни.
Сейчас прошло уже полтора года. В большой части эти задачи выполнены. Москва очень интенсивно вошла в работу на новой территории. Не только наш коллектив трудился. Трудилась вся Москва, все округа. И все организации, обеспечивающие нас ресурсами.
- Какие это организации?
- Это «МОЭК», «Мосводоканал», ГБУ «Автомобильные дороги»… Те организации, которые каждый день обеспечивают жизнедеятельность столицы, вошли на эту территорию и занялись восстановлением тепловых пунктов, котельных, установлением электросетей, стали приводить в порядок систему водоснабжения, которая была в критическом состоянии. Целый «букет» коммунальных бед на этой территории. За полтора года многие проблемы мы уже успешно решили. Сейчас первостепенными и главными стали уже другие задачи.
- Какие из них нужно решить в первую очередь?
- По большому счету, сейчас у нас три главные проблемы.
Первая — это изношенность объектов жилищно-коммунального хозяйства: котельных, водозаборов, очистных сооружений, объектов электроснабжения. Мы вошли практически на все эти объекты и уже приводим их в порядок. Например, наши водозаборы – это до сих пор, в основном, скважины. И в этом году 12 из них мы приведём в порядок: вода в них, хотя и соответствовала основным санитарным стандартам, но не отвечала установленным нормам прозрачности. Сейчас мы полностью реконструируем все водозаборные узлы. .
Вторая проблема — транспортная доступность, а точнее, недоступность ряда территорий. Населенные пункты в ТиНАО очень отдалены друг от друга. Основные магистрали — это Калужское, Киевское и Боровское шоссе. Остальные транспортные артерии не соответствуют общегородским стандартам, даже как обычные городские улицы. Раньше на них не было освещения, тротуаров, была недостаточна рядность движения. Зачастую невозможно было спокойно войти и выйти пассажирам из автобусов из-за отсутствия остановочных комплексов. Мы делаем все возможное, чтобы привести их в порядок. Остановки мы уже построили, наружное освещение устанавливаем.
Кстати, до конца 2014 года в округах планируется установить 10 тысяч фонарей. Это то, что необходимо сделать в экстренном порядке. Кроме этого - расширение дорог, устройство съездов и выездов для того, чтобы избежать пробок, а они сейчас есть. Но это все локальные вещи, которые не решают проблемы. В целом, нужна капитальная реконструкция существующих и строительство новых дорог, реконструкция железнодорожного транспорта, строительство метрополитена. И, по сути, создание новой улично-дорожной и транспортной сети, которая соответствовала бы общегородским стандартам.
Ведь городская улица - это не просто асфальтовое покрытие, это инженерные и ливневые коммуникации, освещение, светофоры, пешеходные переходы, тротуары, развязки. Всё это нам предстоит сделать, причём в самые сжатые сроки. И третье - это качество работы объектов социальной инфраструктуры, начиная со школ и детских садов, до объектов здравоохранения и социальной защиты. Мы столкнулись с тем, что очень многие, проживая в новой Москве, своих детей возят в детский сад в «старую» Москву. У многих просто нет возможности устроить их в детский сад на «новых территориях». Причины тому не только демографические, но и, будет позволено сказать, историко-географические.
Ведь территории сегодняшних Новых округов многие годы застраивались разобщёнными коттеджными посёлками. Большинство из них не имеют своего детского сада. Они все еще остаются дачами, где хорошо летом. А когда наступает 1 сентября, возникает вопрос, куда вести детей. И пока родители возят детей туда, куда привычнее. А это значит, что ребенка нужно в 5 утра разбудить, и когда он приезжает в школу, то уже устал, а когда возвращается домой, то делать уроки уже нет сил. Эту проблему мы знаем и будем её решать. Новое же строительство ведётся и будет вестись только комплексно. Школы, детсады, медучреждения, объекты торговли и досуга, социальные учреждения - всё будет в шаговой доступности.
- Что уже сделано в социальной сфере?
- В первую очередь, мы приобрели, арендовали помещения, на базе которых и создали объекты социальной защиты. Это привычные москвичам ЦСО (центры социального обеспечения), куда могли бы обращаться граждане, которым нужна помощь. А это и ветераны, и малообеспеченные семьи, и дети-сироты… Мы провели реконструкцию в школах и детских садах, увеличили число мест там за счет перепрофилирования ненужных помещений.
- Сейчас, как вы отметили, для многих москвичей новая Москва - это место для дачи. И огромное количество дачных поселков тоже нуждается в реконструкции…
- Когда создавались дачные поселки, они не проектировались как населенные пункты. Там были узкие дорогие, неразвитая инженерная инфраструктура. Но, однако, сейчас появились коттеджные поселки, которые уже развиваются как городская инфраструктура и уже предполагают в своем составе и социальные объекты, и объекты предпринимательства, и офисы, и рабочие места. Мы понимаем, что люди хотят купить не просто дом, дачу, они хотят купить жильё и услуги в комплексе. И застройщики, которые сейчас стремятся что-то построить на свободной земле, тоже начинают это понимать. Например, одна компания уже сейчас строит в Марушкинском поселении жилой комплекс с коттеджами, таунхаусами, многоквартирными домами, офисными комплексами, детским садом, школой… То есть человек, который купит там квартиру, может рядом снять офис и спокойно работать. И все это – не за семиметровым забором, а в обычном квартале. Другой пример - в Рязановском поселении застройщики начали с организации исторического парка. В конце лета этот парк был торжественно открыт.
- То есть власти будут делать ставки не на тех, кто строит 25-этажные дома поодиночке, а на тех, кто комплексно развивают территорию?
- Да, это наша главная задача. Сейчас выдано пока всего два разрешения на строительство нового жилья в ТиНАО. Все то, что сейчас уже строится, делается по разрешительной документации, выданной еще Московской областью. Но мы понимаем, что строить по тем стандартам уже нельзя. Генплан Москвы будет корректироваться и, в том числе, с учетом развития «новых» территорий. Инвесторы тоже это понимают. Есть путь только комплексного развития. Если мы строим микрорайоны и целые города, то должны предоставить людям, которые будут там жить, возможность учиться, лечиться, работать.
- А что касается благоустройства уже существующей застройки? Когда её уровень достигнет старомосковского?
- Надо понимать, что Москва к своему сегодняшнему, новому облику шла более 15 лет. И только в последние три года работа по благоустройству вышла на принципиально другой, качественный уровень. Дворы сегодня стали не просто красивыми, они становятся функциональными.
К сожалению, у новой Москвы нет этих 15 лет для того, что привести все дворы в порядок. У нас есть на это два-три года. При этом, надо учитывать, что полтора года назад даже понимания не было, что такое «дворовая территория»: стоял отдельный дом с подъездом – и всё! Поэтому первое, с чего мы начали, обозначили границы дворов, «паспортизировали» их. И в этом году комплексно благоустроили почти 200 дворов: там появились газоны, ливнёвки, парковки, детские и спортивные площадки, внутренние дороги. 200 дворов для ТиНАО – это очень и очень немало. Всё, что было предусмотрено по городскому стандарту, в них было сделано.