Депутат Мосгордумы Кирилл Щитов: Необходимо найти оптимальный механизм тарификации такси
Депутат Московской городской Думы Кирилл Щитов считает, что необходимо найти оптимальный механизм тарификации такси, который учитывал бы интересы и водителей, и пассажиров. Об этом он рассказал в беседе с журналистами Агентства городских новостей «Москва».
— Очевидно, что пути назад нет, такой удобный инструмент, как приложения для вызова такси, отменить невозможно. Однако с учетом транспортной политики Москвы необходимо найти оптимальный механизм тарификации, который учитывал бы интересы и водителей, и пассажиров. Недопустима ни сверхэксплуатация водителей, напоминающая условия работы в странах третьего мира, ни фактический шантаж пассажиров, которым агрегаторы навязывают не вполне справедливые принципы тарификации поездки, — сказал Кирилл Щитов.
Депутат отметил, что такси в Москве имеет целый ряд привилегий в сравнении с личными легковыми автомобилями.
— Эти привилегии даются прежде всего потому что таксомоторные перевозки стали массовым видом общественного транспорта. Москвичи массово отказываются от владения личным автомобилем не в последнюю очередь по причине доступности услуг такси. Это значит, что агрегаторы — а именно они координируют рынок в наши дни — обязаны проявить социальную ответственность: сделать алгоритмы образования тарифов прозрачными, исключить чрезмерное повышение цен в затрудненных условиях движения — некоторый рост, конечно, возможен и логичен, но дополнительные деньги должны, в этом случае, идти водителям, это будет стимулировать их выход на линию в большем количестве, что улучшит транспортную ситуацию в Москве. Если взаимопонимание между агрегаторами и властями не будет достигнуто, то мне представляется, что город имеет все основания пересмотреть политику в области такси и выстроить государственную таксомоторную инфраструктуру современного и достойного уровня, — отметил Кирилл Щитов.
По словам депутата, около 10 лет назад в таксомоторной отрасли произошла настоящая революция: на рынок вышли агрегаторы заказов.
— Для скорейшего завоевания места на рынке и увеличения своей доли конкурирующие агрегаторы на протяжении нескольких лет применяли демпинговые методы. В результате тарифы на перевозки, особенно в эконом-классе, снизились, и такси стало общедоступным транспортом. Это хорошо соответствует транспортной политике города: Москва сделала ставку на мультимодальность, то есть возможность по мере надобности комбинировать традиционный общественный транспорт, велосипед, пешие передвижения, а также такси и каршеринг, как наименее токсичные для городской среды категории легкового автотранспорта, — отметил Кирилл Щитов.
Он добавил, что сейчас агрегаторы пересматривают тарифы в сторону увеличения.
— Однако сейчас, когда агрегаторы стали наиболее популярным и востребованным потребителями способом организации таксомоторной службы, начался пересмотр тарифов в сторону увеличения — о подобных рисках эксперты предупреждали еще несколько лет назад. Теперь перед городом стоит задача сохранить общедоступное такси как один из ключевых видов общественного транспорта в нашем мегаполисе, — сказал Кирилл Щитов.
Вместе с тем, Кирилл Щитов считает, что повышение тарифов может не быть напрямую связано с монополией агрегаторов на нынешнем рынке: в частности, во время снегопадов и других затруднений дорожного движения решение о введении повышающих коэффициентов принимают не должностные лица агрегаторов, а алгоритм их программного обеспечения. Этот алгоритм формирует тарифы исходя из спроса на услуги такси и наличия водителей, при этом он непрозрачен, что едва ли допустимо для общественного транспорта.
Ранее СМИ сообщали, что сразу несколько заявлений от общественных организаций и граждан поступило в Федеральную антимонопольную службу по поводу формирования тарифов столичного такси. Странности в поведении агрегаторов заметили во время сильных снегопадов 20-21 февраля: тарифы на поездки выросли в несколько раз, а после окончания выходных во многих случаях не снизились.