Воскресенье, 23 февраля 2025, 23:46
Ясно -7°

Опросы

23 февраля отмечают День защитника Отечества. Какая из школ, названная в честь героя войны, находится не в ТиНАО?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
Даниил Давыдов, главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия столичного ведомства.
70 лет назад на Горьковском автозаводе собрали первую «Победу». Фото: Википедия.

Дата дня: 70 лет назад на Горьковском автозаводе собрали первую «Победу»

70 лет назад на Горьковском автозаводе собрали первую «Победу». Фото: Википедия.
70 лет назад на Горьковском автозаводе собрали первую «Победу». Фото: Википедия.

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе, носившем тогда имя В.М. Молотова, собрали первую партию 5-местных легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» с 50-сильным 4-цилиндровым двигателем. Машина стала символом победы Советского Союза над фашистской Германией и самым комфортным серийным легковым автомобилем своего времени.

В годы войны советские конструкторы получили большой опыт эксплуатации и обслуживания немецких трофейных и американских автомобилей, поступавших по ленд-лизу. Германия и США в те годы были признанными лидерами в области автомобилестроения. Помимо этого, Горьковский автомобильный завод в военные годы собирал машины Chevrolet. С учетом этого ценного опыта формировались технические задания и велось проектирование первых советских послевоенных грузовых и легковых автомобилей.

«Победа» стала первым советским автомобилем с несущим кузовом. Также это был первый в мире серийный автомобиль с кузовом бескрылой конфигурации – у машины не было выступающих крыльев. Кузов «Победы» имел особую покатую форму крыши – фастбэк, – которая плавно, без ступеньки, переходила в крышку багажника.

Для своего времени «Победа» отличалась великолепной отделкой и оборудованием. Бескрылая форма кузова позволила максимально расширить внутреннее пространство, сделать салон более комфортабельным и свободнее расположить пассажиров.

В отделке панели приборов широко использовался серый, цвета слоновой кости или коричневый пластик. Из него также были сделаны руль, различные рукоятки и кнопки. Сама панель была отштампована из стального листа и окрашена под цвет кузова. Она содержала спидометр, указатель уровня бензина, амперметр, указатель температуры охлаждающей жидкости в двигателе, контрольная лампа дальнего света, лампы указателя правого и левого поворотов, электрические часы с питанием от бортовой сети автомобиля.

Двери машины были обтянуты коричнево-бежевым или серым кожзаменителем. Диваны с пружинами и мягкой набивкой обтягивались высококачественными шерстяными тканями. Кроме того, в машине были два противосолнечных козырька, две пепельницы, прикуриватель, потолочный плафон с автоматическим включением, подкапотная лампа, переносная лампа и другие новшества. Начиная со второй серии, появился отопитель с антиобледенителем лобового стекла, а на третьей серии — радиоприемник с антенной, расположенной над лобовым стеклом.

Когда создавалась «Победа», у советских автозаводов еще не было устоявшихся эмблем. Поэтому буквально на каждую модель создавались свои оригинальные шильдики. Эмблемой «Победы» стала буква «М». В ней можно было одновременно разглядеть намек на зубец стены Нижегородского Кремля и парящую чайку — символ Волги. Сама же буква указывала на название «Молотовец» (с начала 1930-х и до конца 1950-х завод носил имя наркома В. М. Молотова). Заливка эмблемы была красной — цвета знамени СССР.

«Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт. До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам. «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин. Такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед».

«Победа» выпускалась на Горьковском автомобильном заводе до 1958 года. Всего было выпущено более 240 тысяч автомобилей, включая 14 тысяч кабриолетов и 37 тысяч модификаций такси. До 1956 года таксопарк Москвы был укомплектован только «Победами» и ЗИС-110.

Сегодня «Победу» можно увидеть в музее ретро-автомобилей на Рогожском валу.

Кстати

В начале марта в парке Сокольники проходила выставка «Гараж особого назначения», где было можно увидеть автомобили, которыми пользовались Ленин и Сталин.

Новости партнеров