Воскресенье, 23 февраля 2025, 09:50
Переменная Облачность -5°

Опросы

23 февраля отмечают День защитника Отечества. Какая из школ, названная в честь героя войны, находится не в ТиНАО?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
Даниил Давыдов, главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия столичного ведомства.

Чувствующий небо

10 декабря 2021 года. Щербинка. Пилот Олег Катальшев. Фото: пресс-служба Московского авиационного центра Департамента ГОЧСиПБ

Пилот-инструктор Московского авиационного центра Департамента ГОЧСиПБ признан одним из лучших наставников России, а его имя занесено на доску почета Центрального института труда. Корреспонденты «НО» познакомились с героем и узнали, как проходит подготовка пилотов, которые спасают людей в непростых жизненных обстоятельствах.

У Олега Катальшева в Московском авиацентре две главные обязанности — вылетать на происшествия и передавать опыт пилотам. И не новичкам, только окончившим училище, а сотрудникам, которые прошли и через горячие точки, и через гражданскую авиацию.

— Только представьте: к вам приходит человек, который уже 20 лет отработал в авиации. Он уже опытный пилот, а ему нужно снова учиться, к новому вертолету привыкать. И таких много! — уверяет пилот, заместитель командира второй авиационной эскадрильи Вячеслав Каленов — ученик Катальшева.

У всех свои привычки, характеры. К каждому свой подход нужен.

— А у Олега Юрьевича подход один ко всем. Главное, что работает! Он не кричит, не повышает голос. Всегда собранный, спокойный! — рассказывает Вячеслав. — Но если представить, что Олег Юрьевич чем-то недоволен, мне даже не по себе становится! Под землю провалиться хочется... Это я, конечно, фантазирую. С моей подготовкой к пилотированию все было хорошо. Но если бы вдруг Олег Юрьевич был мною недоволен, я бы всю ночь из книг не вылезал, готовился к занятиям! Хотя строгим его, конечно, не назовешь.

Главный наставник

В авиацентре об Олеге Катальшеве все говорят с улыбкой. Он действительно не очень-то раздражителен. И, кажется, вывести его из себя трудно. Зато пошутить, поддержать беседу он всегда не против. Если, конечно, речь не о его заслугах и наградах.

Новость о том, что его признали одним из лучших наставников России, прошла для Олега Юрьевича как будто бы и незаметно.

10 декабря 2021 года. Щербинка. В МАЦе он и главный наставник. Фото: пресс-служба Московского авиационного центра Департамента ГОЧСиПБ

— Ну и что? — улыбается он, заходя к себе в кабинет. — Признали и признали. Меня, честно, не особо это интересует. А вот ответственности больше стало. Я и так, можно сказать, на всю жизнь обречен. В МАЦе больше 20 человек летать на наших вертолетах научил. И каждая их ошибка — это мой провал. Так что теперь мне с этим жить.

Почему Олег Юрьевич всегда такой спокойный во время обучения пилотов, понимаешь сразу, когда он начинает говорить о своих учениках. Как у них будет проходить обучение, Катальшев уже знает заранее. Если видит перед собой холерика (темпераментный человек. — «НО»), значит, тот освоит все быстро. А если меланхолика (легкоранимый человек, склонный к  переживанию.  — «НО»), то придется потратить сил побольше. Зато потом... Не полет, а настоящая ювелирная работа. Каждое движение, каждое действие — все аккуратно и изящно. За таких пилотов точно можно не волноваться.

— А вот кто я по темпераменту... — задумывается Катальшев, садясь в свое начальственное кресло, — да понятия не имею! Во время учебы мало чем от других отличался. И вертолет освоил, как все. Не одним из первых, но и далеко не последним.

Воздушная династия

Вообще, сама судьба как-то намекнула Катальшеву, что быть ему пилотом.

— А как иначе, когда папа всю жизнь с авиацией связал, — рассказывает Олег Юрьевич. — Правда, отец никогда мне свою профессию не рекламировал. Я сам понял: хочу летать! И в первый год набора в летное не поступил...

Подвели даже не тройки в школьном аттестате, а банальное осложнение после болезни.

— Так что год я пропустил, а потом снова — медкомиссия, экзамены, годен! — вспоминает Катальшев. — И все, стал студентом летного училища.

10 декабря 2021 года. Щербинка. Только вертолеты нашего авиацентра могут приземляться в городе. Фото: пресс-служба Московского авиационного центра Департамента ГОЧСиПБ

Уже на тот момент знал, что после выпуска у него только одна дорога — в Афганистан.

— Нас к этому готовили, — говорит Олег Юрьевич. — А мы в этом не видели ничего такого. Надо — значит, надо. И отец мой считал точно так же. Мама, конечно, переживала, но тут ничего не поделаешь. Я уже определился со своей профессией.

А она, кажется, выбрала его. Дело в том, что студенты-летчики делятся на два типа: те, кому дано управлять вертолетом, и те, кто никогда не освоит эту науку.

— Это абсолютно нормально, — говорит Катальшев. — Самое сложное в обучении — это научиться держать вертолет в воздухе. Поднять его, дать ему зависнуть и сделать так, чтобы он не болтался из стороны в сторону. Некоторые так и не смогли найти этот баланс. Я же спустя два месяца научился.

Свой первый полет пилот помнит хорошо — никакого волнения! Да и летное училище Катальшев окончил с красным дипломом, хотя в школе учился средне.

— А это какая-то особенность... Отличники редко становятся хорошими пилотами, то ли дело троечники, — смеется Олег Юрьевич.

Год войны

Из летного училища его действительно отправили в Афганистан в 1985-м, в один из самых непростых периодов.

— Мы должны были оперативно высаживать десант в зону укрепления душманов. Вся операция планировалась буквально по минутам. Сначала укрепления обстреливали, бомбили. Потом подлетали мы, высаживали своих и быстро улетали, — вспоминает Олег Юрьевич. — Знаете, военные летчики обычно не вылетают на задание 13-го числа. Это плохая примета. Но на войне не до них. И вылет 13 января 1986 года я запомнил на всю жизнь.

Тогда Катальшеву буквально повезло остаться в живых. Он успел высадить десант и улететь, чего не скажешь о некоторых его товарищах.

— Об этом непросто вспоминать, — говорит Олег Юрьевич. — Такие операции были безумно тяжелыми, за что нам, летчикам, вручили ордена Красной Звезды.

Ставка на жизнь

Опыт в военной и гражданской авиации очень помог ему в МАЦе. Ведь Катальшев стал одним из тех, кто начинал здесь все с нуля. Продумывал, как вертолету безопасно садиться в городе, где пилотам было бы удобнее иметь вертолетные площадки в ТиНАО. И как летать там, где это сделать невозможно — среди электрических проводов и высоток! Все это Олег Юрьевич просчитывал до мелочей. Ведь кому, как не ему, потом вылетать на спасение жизней.

И один давний случай он вспоминает так, как как будто тот произошел вчера.

...Ко всем вылетам Катальшев старается подходить с холодной головой. Не обращать внимание на то, как кому-то плохо. И не думать о том, что, может быть, в эту минуту в кабине вертолета умирает человек. Но иногда об этом невозможно не думать. — Вылет был в Новую Москву. И пока человека подготавливали к эвакуации, погода была более-менее нормальной. Какая-то морось, ветер... Но только мы начали вылетать — обледенение, — вспоминает Олег Юрьевич.

За пару минут стекла вертолета покрылись льдом. И Катальшев уже практически ничего не видел впереди себя. Что делать? По инструкции — сесть или долететь до аэродрома Остафьево.

— Но у меня человек, который реально умирает. Я видел, как ему помогают, его откачивают... И как поступить? — вспоминает Олег Юрьевич.

Всего лишь семь минут — и пострадавший окажется в больнице. Он будет жить... И Катальшев полетел, смотря на «дорогу» всего лишь в небольшое правое окошко, которое чудом не заледенело.

— Мы долетели, все прошло успешно, — говорит Олег Юрьевич. О судьбе того больного он ничего не знает, так же как и о судьбах сотен других людей, которые наверняка хотели бы сказать ему спасибо. За то, что вовремя прилетел, доставил. И за то, что так предан своей профессии.

— Летчиками, наверное, все же не становятся. Нужно уметь чувствовать небо, — улыбается Олег Юрьевич. — Думаю, у меня получается.

Новости партнеров