Четырнадцатилетний виртуоз
Серафим Стойко, ученик 8-го «А» класса школы № 2073, выиграл конкурс «Молодые виртуозы России» — и неудивительно, ведь он один из самых талантливых контрабасистов страны.
Контрабас. Не самый удобный инструмент — хотя бы из-за того, что таскать его с конкурса на конкурс или с репетиции на репетицию банально тяжело. При росте Серафима 165 см контрабас уж точно выше своего хозяина сантиметров на 10–15! Но Сима на своего музыкального коллегу не жалуется. Играть на этом инструменте мальчику более чем удобно. У него старинный контрабас. В Большом театре такие находятся под замком и изредка выдаются музыкантам.
— Мой инструмент — XVIII или XIX века. Точных документов не сохранилось, — рассказывает Серафим. — На нем еще папа мой играл.
Отец Серафима, Евгений, — профессиональный контрабасист и работает в Большом театре. Он-то и привел сына в музыку.
— В детстве я играл на скрипке и на контрабасе. Долгое время думал, что так и продолжу заниматься скрипкой, — вспоминает Евгений Стойко. — Но потом обстоятельства сложились таким образом, что я вдруг продолжил играть на контрабасе. Этот инструмент сам себе хозяин. Не ты его выбираешь, а он тебя!
Похожая история приключилась и с Серафимом. Фактически контрабас сам его нашел. Мальчик даже не заметил как, а вот его папа помнит это очень хорошо. К тому моменту сыну исполнилось девять лет, а о музыкальном образовании он и не думал. Правда, будучи еще совсем маленьким, пробовал играть на скрипке.
— Но он левша, и ему, видимо, неудобно было, — вспоминает Евгений.
Поэтому инструмент в буквальном смысле несколько раз отлетал от Серафима в стенку! Как будто сопротивлялся. Так что скрипача из мальчика, в отличие от его старшего брата, не получилось.
Но без дела Серафим все равно не сидел.
— Еще я занимался велоспортом BMX. Лет в пять-шесть. Даже стал чемпионом России, — рассказывает Серафим. Но, по воспоминаниям папы, сын со временем начал бояться кататься: появились и трюки сложнее, и спорт этот достаточно травмоопасный. Поэтому родители стали думать, чем же занять мальчика.
— И однажды коллега принес такой маленький контрабас. Мне самому захотелось на нем поиграть. И я подумал, а почему бы Симе его не предложить, — рассказывает Евгений.
Этот музыкальный инструмент оказался тем, что нужно. Он, как и говорит Евгений, сам выбрал себе хозяина, оказавшись в руках Серафима совершенно случайно.
А вскоре стало понятно: у мальчика есть будущее контрабасиста.
Постепенно инструмент начал «расти» вместе с Симой. Контрабас, который у него сейчас, уже третий по счету. Он давно мог бы оказаться где-нибудь на переработке. Но каким-то чудом его все время удавалось спасти.
Например, к Евгению он попал, когда инструмент собирались списывать из музыкальной школы.
— А сколько раз он ломался!.. Ведь только на вид он такой большой и неподъемный. А стоит ему упасть — и все, — говорит Евгений. Как-то раз, когда инструмент принадлежал Серафиму, сломался смычок. — И часть буквально разлетелась в щепки, — вспоминает папа музыканта.
Чтобы его восстановить, нужно было потратить крупную сумму денег. Легче приобрести новый, но не такой старинный.
На помощь пришел знакомый, который взялся восстановить смычок с одним условием: нужно собрать все его части до мельчайших деталей. И чудо! Мастер, который потребовал за смычок крупную сумму, так и не поверил, что тот не новый.
— Я уже потом спросил у знакомого, как ему удалось все это сделать. Оказывается, для этого понадобилось больше десятка разных клеев, — рассказывает Евгений.
Так что Серафим играет на уникальном инструменте.
— По улице я его практически не таскаю. Загружаем в машину, а дальше несет папа. Удобно, конечно, — улыбается Серафим.
На недавнем конкурсе «Молодые виртуозы России» именно на этом контрабасе музыкант смог занять первое место.
И это неудивительно. Во-первых, Серафим уже опытный музыкант: даже несколько раз играл с оркестром Большого театра. Во-вторых, сам инструмент звучит прекрасно — с «возрастом» становится все лучше и лучше, несмотря на поломки.
— Репетирую на нем каждый день. Хожу в музыкальную школу, занимаюсь с папой — он мой педагог-тренер. У нас очень хорошие соседи: они никогда еще не жаловались, что я играю слишком громко, — улыбается Серафим.
За его плечами победы в десятках конкурсов. Есть даже международный. И что самое интересное, перед выступлениями Серафим как будто не волнуется. Всегда спокоен, сдержан.
— На самом деле это не так. Не переживать перед концертом — это плохой знак. Как-то раз такое уже было. В общем, сыграл я тогда неважно, — рассказывает Серафим. — Поэтому если ты вдруг не волнуешься, значит уже что-то не так.
А Евгений Стойко вспоминает другой случай. После очередной победы в крупном конкурсе сыну даже вручили небольшую премию.
— Но потом был заключительный концерт. Там Сима почему-то не очень хорошо сыграл. После выяснилось, что во время игры думал, на что потратить деньги, — смеется Евгений. Что тут скажешь — ребенок. Но больше Серафим таких ошибок не допускал. На выступлениях сосредоточен — кремень! Ему только 14 лет, а он уже виртуоз.