Четверг, 25 июля 2024, 08:54
Пасмурно 23°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
Михаил Булгаков в 1939 году. Фото: wikipedia.org

Булгаков. Роман всей жизни

 Михаил Булгаков в 1939 году. Фото: wikipedia.org

Михаил Булгаков. 1939 год. Фото: wikipedia.org

Один из величайших писателей ХХ века Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года. Самое известное его произведение – роман «Мастер и Маргарита», принесший ему мировую известность, переведен на десятки языков мира, был несколько раз экранизирован и поставлен на театральных подмостках.

Без Мастера, но уже на Патриарших

К началу работы над романом «Мастер и Маргарита» из под пера Михаила Афанасьевича Булгакова уже вышли знаменитые произведения: автобиографические «Записки юного врача», трагические «Дни Турбиных» и «Белая Гвардия», научно-фантастические «Роковые яйца» и «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита» стал апофеозом творчества писателя. В этом великом произведении, Булгакову удалось совместить историю, мистику и фантастику с потрясающими юмористическими оборотами.

По разным источникам первые наброски будущего произведения Булгаков начал в 1928 или 1929 году. Тогда в них еще не существовало ни Мастера, ни Маргариты – зато уже была первая строка: «в час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах…», которая и вошла в окончательную версию романа. Свои имена по ходу написания произведения поменяли как персонажи, так и сам роман. Михаил Александрович Берлиоз был Владимиром Мироновичем, Иван Бездомный – Антоном. Вариантов названий тоже было несколько – «Копыто инженера», «Гастроль», «Жонглер с копытом» и многие другие.

Рукописи не горят

Однако в 1930 году Михаил Афанасьевич сжег первую редакцию романа после того, как его пьеса «Кабала святош» была отринута руководством театров Москвы с нелицеприятными формулировками. Но, рукописи, как известно, не горят, и в финальную версию произведения все-таки попали некоторые места из уцелевших листков первой редакции.

Спустя год Булгаков вновь приступил к реализации своего замысла. Во второй редакции роман во многом отличался от того, что дошел до наших дней – Воланд еще не был таким хитрецом, а обычным провокатором. Зато уже появились Маргарита и ее возлюбленный – Поэт, Фауст, ставший впоследствии Мастером.

Михаил Булгаков в 1937 году. Фото: wikipedia.org
Михаил Булгаков в 1937 году. Фото: wikipedia.org

Окончательная, третья редакция, была начата в 1936-37 годах – к ее написанию классик приступил как к самому важному делу в своей жизни. Вполне понятно, что в образе Мастера и Маргариты предстали Михаил Булгаков и его жена Елена Сергеевна. Но еще более интересны личности, ставшие образами других героев – например, прототипом Берлиоза, которого автор «убил» уже в самом начале романа, стал председатель российской ассоциации пролетарских писателей Леопольд Леонидович Авербах, который был для Булгакова литературным «врагом». Конферансье варьете Жорж Бенгальский – это популярный в то время конферансье московского мюзик-холла Александр Гриль. Персонаж Аркадия Апполоновича Семплеярова Булгаков срисовал с Авеля Сафроновича Енукидзе – руководителя правительственной комиссии по художественным театрам, который решал судьбы всех театральных постановок, в том числе и многострадальных пьес Булгакова.

Мистика и сделка с Вождем

Написание романа о сатане не могло не сопровождаться мистикой. Так в ночь на 23 января 1934 года, когда Михаил Афанасьевич надиктовывал сцену пожара на Садовой 302-бис, на кухне у Булгаковых загорелся примус, который, как и в романе, был виновником возгорания.

Но, конечно, самый главный мистический персонаж романа – Воланд. По мнению многих исследователей, в первых редакциях образом Мефистофеля, то к последним версиям у Булгакова Воланд стал приобретать очертания Сталина. Было как раз то страшное время, когда любой мог подвергнуться репрессиям, и вот тут Булгаков совершил, наверное, саму страшную ошибку в своей жизни – пошел на сделку с «сатаной». Он просил Сталина отпустить его за пределы СССР, а в случае невозможности - дать возможность работать режиссером в театре. Вождь вынудил писателя остаться, но помог устроиться в театр, а взамен Булгаков был лишен возможности публиковаться. Этот эпизод описан в романе как союз Мастера с Маргаритой и Воланда. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» - слова, которые вложил в уста Воланда Булгаков, сожалея о своем поступке.

До самого конца

Лишь через двенадцать лет работа над произведением подходила к концу. В 1940 году Булгаков уже серьезно болел – он не мог вставать с постели и начитывал последние правки жене. Есть мнение, что последнюю правку Михаил Афанасьевич внес 13 февраля 1940 года в главу о Маргарите, где она сидела на скамейке, а перед ней шла траурная процессия с гробом Берлиоза. В эту сцену Булгаков добавил фразу: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».

Две сюжетные линии – события в Москве 30-х годов ХХ века и казнь Иешуа Га-Ноцри в Ершалаиме две тысячи лет назад – это как бы проекция на жизнь и произведения Булгакова. Первая – постреволюционная современность, а вторая – его неизданные произведения – романы, повести, рассказы, пьесы, либретто и киносценарии.

 Первая публикация романа в журнале «Москва» . Фото: wikipedia.org

Первая публикация романа в журнале «Москва». Фото: wikipedia.org

«Мастер и Маргарита» - это, без сомнения, самое мистическое произведение во всей нашей литературе. Первая, сокращенная публикация романа состоялась в журнале «Москва» в 1966-67 годах, через 26 лет после смерти писателя. В 1967 году в Париже вышло в свет полное издание романа на русском языке. В СССР книга была выпущена лишь в 1973 году.

Новости партнеров