Бороться и искать, найти и не сдаваться: 114 лет со дня рождения писателя Вениамина Каверина
Сегодня, 19 апреля 2016 года, исполняется 114 лет со дня рождения советского писателя и сценариста Вениамина Александровича Каверина.
В этом материале пойдет речь о произведении, которое прославило его автора – приключенческом романе «Два капитана», а именно о прототипах главных героев.
Отметим, что в детстве писатель увлекался рассказами Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, зачитывался произведениями Виктора Гюго, Чарльза Диккенса, Фенимора Купера. Особенно он любил «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. Возможно, впоследствии это повлияло на манеру изложения и стиль писателя. Однако следует отметить, что Каверин, будучи участником объединения молодых писателей «Серапионовы братья», не поддерживал ориентацию других членов кружка на западную сюжетную прозу Александра Дюма, Роберта Стивенсона, Ридьярда Киплинга, Артура Крнана Дойла. Напротив, он в центр внимания ставил авантюрный остросюжетный роман – «западную новеллу».
В свое время роман «Два капитана» стал настолько популярен, что некоторые школьники на уроках географии доказывали, что северную землю открыл капитан Иван Татаринов, а не геодезист и исследователь Арктики Борис Вилькицкий. Мальчики мечтали быть похожим на Саню Григорьева, а девочки – на Катю.
Автор принялся писать роман в 1938 году. Сам Каверин вспоминает, что на создание произведения его вдохновил ученый-генетик и физиолог Михаил Лобашев, с которым писатель познакомился в санатории под Ленинградом в 1936 году. За шесть вечеров Лобашев рассказал Каверину историю своей жизни, и писатель зафиксировал все, что он услышал, на 40-50 страницах. Факты биографии ученого легли в основу истории о детстве и юношеских годах Сани Григорьева. Так, например, Михаил Лобашев страдал от немоты, будучи ребенком, рано лишился отца, какое-то время учился в школе-коммуне, затем был беспризорником. Тяжелые годы детства и юношества не помешали Лобашеву поступить в 1929 году в Ленинградский университет на кафедру генетики и экспериментальной зоологии биологического отделения, затем стать ее аспирантом. В военные годы ученый становится добровольцем Армии Народного Ополчения Ленинграда и выполняет самые сложные и ответственные задачи.
Еще одним прототипом Сани стал полярный советский летчик Самуил Клебанов. С ним Каверина познакомил писатель Лев Успенский незадолго до начала Великой Отечественной войны. По словам Каверина, жизненный путь летчика, его надежды и стремления, черты характера и даже внешний вид полностью укладывались в образ Сани, воплощенный писателем во второй части романа. В «Письме к читателям» Каверин отметил, что Клебанов оказал ему «неоценимую помощь в изучении летного дела».
В произведении отражена история полета Клебанова в становище Ванокан, которое находится неподалеку от одного из притоков реки Пясины в Красноярском крае. Летчик неожиданно попал в пургу, и если бы пилот на ходу не придумал способ крепления самолета, он мог бы разбиться. Способ крепления Самуил Клебанов затем описал в научном журнале.
Прототипами капитана Татаринова выступили сразу несколько человек: полярники Владимир Русанов, Георгий Брусилов и Георгий Седов. В частности, в уста персонажей, которые сопровождали капитана, вложены подлинные слова некоторых исследователей Арктики.
Во время написания романа писатель ознакомился с дневниковыми записями штурмана Валериана Альбанова, который участвовал в экспедиции лейтенанта Георгия Брусилова. Дневник выпустили в Петрограде в 1917 году под заглавием «На юг к Земле Франца-Иосифа!». Планировалось совершить плавание на шхуне «Святая Анна» из Санкт-Петербурга во Владивосток северным путем. Впоследствии Альбанов и несколько матросов остались единственными, кто выжил в походе по льдам.
В истории этой экспедиции до сих пор есть множество невыясненных обстоятельств. Известно, что Брусилов снаряжал экспедицию в спешке. Каюты судна не были приспособлены к суровым арктическим условиям, не было саней и темных очков, защищающих глаза от яркого света.
Прототипом же Кати Татариновой выступила супруга Каверина Лидия. Герой романа Саня Григорьев испытывал к Кате те же чувства, что и писатель к своей жене, особенно когда он писал ей с фронта.