Большой праздничный обман
Новогодние распродажи, как правило, лишь уловка продавцов, желающих заработать перед скудным январем.
Как не попасться? Советы дает юрист Общества защиты потребителей Мария Свиридова.
Самая распространенная уловка торговцев — игра с ценой.
— Перед распродажей она увеличивается, на весь товар клеят новые ценники, а потом объявляется 50-процентная скидка, — рассказывает эксперт. — На самом деле размер скидки обычно не превышает 10–15 процентов.
Способ избавиться от старья
Второй способ «развести» покупателя — продажа товара «в нагрузку». Например, бутылку колы упаковывают в один красивый «новогодний» пакет с шоколадкой или коробкой конфет. Что это за конфеты? А, скорее всего, с истекающим сроком годности или просто невкусные.
А продать как-то надо.
— В декабре хорошо раскупаются елочные игрушки. Их точно так же кладут в один набор со сладостями или выпечкой. Причем набор стоит хорошо. А если купить то же печенье или игрушку отдельно, то выйдет значительно дешевле! — рассказывает Мария Свиридова.
Не «покупайтесь» на атмосферу
Довольно распространенный способ заставить вас купить кучу ненужных вещей — создание в магазине новогодней атмосферы.
— В Москве, обратите внимание, елки возле торговых центров и отдельных магазинов появились уже в середине ноября, — рассказывает психолог Анна Ковальская. — Во многих торговых центрах сейчас гуляют Деды Морозы и Снегурочки. Расходы на актеров и новогоднее оформление окупаются с лихвой. Любой маркетолог знает, что в праздник люди больше тратят. Вот вам и новые покупки, и в ресторане нет свободных столиков.
Пусть до Нового года еще несколько недель, но у нас уже праздник.
Отдельная история — новогодние «распродажи» бытовой техники.
— Никаких реальных распродаж в декабре нет и быть не может, — рассказал «НО» Сергей Короленко, менеджер одной из сетей по продаже бытовой техники. — Зачем что-то продавать со скидкой, если в декабре и так много покупателей? Во-первых, люди традиционно к Новому году делают себе подарки — от электробритвы до холодильника. Во-вторых, у них есть на это деньги: в декабре почти всем выплачивают какие-то бонусы и премии. Вот их и тратят. Реальные скидки начнутся в январе, когда люди все спустят на новогодние праздники, и денег на рынке в принципе будет мало.
Не очень нужные подарки
А еще в декабре торговые сети любят делать «подарки».
— Сейчас, например, в одной из сетей, торгующих бытовой техникой, идет акция: покупаешь мультиварку, а тебе дарят прибор для приготовления печенья, — рассказывает Мария Свиридова. — Причем цена на мультиварку очень приличная. Но если посмотреть похожие предложения в интернете, то быстро выяснится, что купить оба прибора проще по отдельности.
Любят продавцы перед праздниками и такую «фишку». При входе в магазин бытовой техники выкладывают какой-то товар. Скажем, фотоаппараты. И еще пишут, что на них скидка, скажем, в 30 процентов. В честь праздника.
— На самом деле распродажа таких вот «акционных» товаров — это способ избавиться от неликвида. Либо товар не продается в силу его низких потребительских качеств, либо его закупили так много, что просто девать некуда, — пояснила Мария Свиридова. — При этом надо понимать, что скидка обычно реально ниже заявленной.
Эксперт также советует быть внимательными и в магазинах косметики.
— Если консультант во время «новогодней распродажи» вам что-то настоятельно советует, то, скорее всего, он просто получает за этот товар более высокую премию, — пояснила Мария Свиридова. — А премия высокая потому, что товар приносит более высокую, чем другие, маржу. Иными словами, на него просто выше наценка.
Радуйся, но в список заглядывай!
Как же не «прогореть» во время новогодних распродаж? Эксперты в один голос советуют делать крупные покупки через интернет. Решили вы, допустим, купить перед Новым годом холодильник. Зайдя в магазин, можно выбрать подходящую модель, а искать вариант лучший по цене стоит уже в сети. Иначе вы почти наверняка переплатите. — Что же касается более мелких покупок, то я бы советовала ходить в магазины со списком, — говорит Мария Свиридова. — Вот что у вас в списке, то и покупайте.
Второй совет: перед покупкой подарков обязательно спросите себя: «А вот мне это бы пригодилось?» — Как показывает практика, многие новогодние подарки носят чисто формальный характер. Какие-то подставки, фигурные свечки, шарики — в общем, всякое барахло, которое никогда не используется, а часто передаривается, — рассказывает Анна Ковальская. — В итоге вы тратите время, деньги, а ваш друг или родственник никакой радости от подарка не получает.