Богоявление. Место чуда
Чем ближе к Новому году, тем больше хочется чуда. Это желание родом из детства овладело и нашими корреспондентами. Где же его искать? Открыв карту Новой Москвы, долго перебирали названия населенных пунктов, но в итоге сошлись на селе Богоявление, ведь в самом его имени заложена история чуда, вернее, чудесного явления. Значит, пора в путь. Встречайте нас, богоявленцы!
Маленькая страна
Гулкие удары топора об отсыревшие поленья, блеянье коз и заливистый мужской смех. В жилой части Богоявления и в выходные кипит работа. На регулярной основе здесь проживают 30 семей, восемь из них — с детьми.
— Летом бывает и до 100 домов, а зимой дачники уезжают, — рассказывает староста села Сергей Жуков. — Зато мы все друг друга знаем и живем как большая семья.
Наверное, это отличительная черта любой деревеньки от городских дворов с многоэтажками: соседи здесь — не чужие «кто-то», а действительно близкие люди. Но на поверку Богоявление оказалось даже не семьей, а маленькой уютной страной, в которой все при деле. Вот староста села, Сергей Жуков, рядом — его первый советник, Александр Лукашов. Раньше он был старостой, но решил отойти от дел и помогать молодежи, передавать опыт. Вот кладезь историй и прибауток дед Олег (Мареев), мастер по части сельского хозяйства, беседует с местным «летописцем» — историкомкраеведом Александром Кондратовичем.
— За организацию культурно-массовых мероприятий у нас отвечает Полина Рязанцева, мы в шутку называем ее «министром культуры», — улыбается староста. — Есть у нас даже своя моторно-техническая станция. Сергей Кошкин у нас настоящий специалист по технике, вот и чинит по доброте душевной соседские машины и мотоциклы.
Кстати, Кошкин — не настоящая фамилия Сергея. По документам он — Новик. А Кошкиным его прозвали богоявленцы за любовь к мяукающим хвостатым, которых в его доме уже никто и не считает — перестали, когда перевалило за 30.
Министерство культуры
В большом доме с колоннами живет семья Полины Рязанцевой — того самого «министра культуры». Она по образованию педагог, это для нее и работа, и любимое занятие. В Богоявлении молодая мама организовывает для местной детворы праздники и спектакли.
— А еще мы сами делаем декорации, — дочь Полины Рязанцевой, Саша, показывает поролоновую кувшинку. — Надо раскрасить, а потом прогладить утюгом, получается очень красиво.
— Обычно собираются около десяти человек, — говорит жена старосты Ольга Жукова. — А летом бывает и по 30, и по 40 ребятишек. На самом деле тут немало семей с детьми и молодых мам, мы встречаемся, что-то придумываем. Так и коротаем время.
Легенда ледяного родника
Средний возраст богоявленцев — 40 лет, но историю здесь знают и чтят. Живы еще местные предания и легенды, передающиеся из поколения в поколение.
— Я из числа коренных жителей. Село получило название от церкви Богоявления Господня, а первые упоминания о поселении на этой территории зафиксированы еще в 1486 году, — объясняет краевед Александр Кондратович. — А про само Богоявление мне рассказывала бабушка. Говорила, что дело было на роднике, который теперь считается у нас святым. Туда ударила молния, и на воде проявился крест.
— Разве на воде? — вступает в дискуссию Александр Лукашов. — Я вот слышал, что в воздухе...
— Сейчас уже и не упомнишь, — вздыхает местный историк и ведет нас смотреть на святой родник.
Им оказывается пластиковая труба, через которую для удобства подается вода. Спускаюсь по скользким ступеням. Вода чистая, прозрачная и до того холодная, что зубы сводит.
— А ты разве про этот родник говорил? — удивляется Лукашов. — Я-то тебе — про колодец. Над ним же крест воспарил! Где людям на самом деле явилось крестное знамение — неизвестно, но родник был знаменит на всю округу.
К нему приезжали паломники и из Подольска, и из Чехова, и из районов внутри МКАД.
— Здесь располагались барские земли, последней их владелицей была вдова титулярного советника Татьяна Петровна Давыдова. Сохранилась даже фотография ее семейства, сделанная на картофельном поле в 1934 году. Появляться здесь без разрешения запрещалось строго-настрого, — продолжает Александр. — Моей бабушке, как и многим старожилам, это так запомнилось, что она до сих пор с неохотой заходит в эту часть села. Даже летом, когда здесь много земляники.
Храм, восставший из пепла
За беседой подходим к церкви за массивными деревянными воротами.
— Я служу здесь всего три года, а раньше был советником президента Туркменистана по религии, — встречает нас священник местного храма Андрей Сапунов. — А теперь вот у меня приход в Богоявлении. Поэтому в местной истории я не очень силен. А прихожане здесь есть всегда, это ведь единственная церковь на всю округу.
История Богоявленской церкви, как выяснилось, достойна отдельной книги. Ну или как минимум газетной публикации. В советские годы в ее стенах размещались и моторно-тракторная станция, и заводской цех, и даже косметическая фабрика. Лишь в конце XX века здание вернули Русской православной церкви, а в 2007-м храм уже после завершения капитальной реконструкции принял прихожан. Сегодня в церкви Богоявления Господня стоит киот с мощами святых, к которым верующие приходят, чтобы попросить о чуде...
Обыкновенное чудо
— Верим ли мы в чудо? — староста Сергей Жуков задумывается. — В жизни всегда есть место для него. Но нужно и самим не плошать, обустраивая свою жизнь. В этом году мы наконец провели интернет, в следующем появится телефонная вышка, и мы сможем созваниваться с соседями. А то ведь у нас как: недоступен — значит, дома. Самые желанные чудеса у нас — они же простые, бытовые. То, что для большинства горожан — дело привычное, для нас, селян, пусть теперь и городских, — целое событие. Появится, например, газ в Богоявлении — вот вам и чудо!
КСТАТИ
До революции в селе производили золотые оклады для икон, которые пользовались популярностью в Москве. Разбогатевших крестьян барыни отпускали в столицу.
СПРАВКА
В XII–XIII веках местные земли принадлежали рязанским князьям. В 1389 году князь Дмитрий Донской пожаловал их своей супруге Евдокии.
В XV веке их внук Михаил Андреевич передал территории великому князю Ивану III.
В духовной грамоте 1486 года, подтверждающей это, впервые упоминается название «сельца» — Богоявление. В 1627 году в Писцовой книге Малоярославецкого уезда говорится, что церковь Богоявления Христова, построенная в 1588 году, была сожжена «в приход Крымского царя». Связана история села и с бунтом царевны Софьи, родной сестры императора Петра I.
В 1697 году Ивана Циклера, владевшего им, четвертовали как ее самого ревностного сподвижника.