Вторник, 23 июля 2024, 14:19
Ясно 24°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
7 июня 2020 года. Москва. У музыканта Романа Бузылева

Балалаечных дел мастер

7 июня 2020 года. Москва. У музыканта Романа Бузылева
7 июня 2020 года. Москва. У музыканта Романа Бузылева есть уникальная коллекция балалаек

Балалайка заметно выделяется среди прочих музыкальных инструментов — хотя бы потому, что многие не воспринимают ее всерьез. А зря! Почему? Об этом «НО» поговорили с Романом Бузылевым, музыкантом из ансамбля «Русские скрепы» Дома культуры «Звездный» в преддверии Дня балалайки, который отмечают 23 июня.

Частушки для царя

Хотя балалайка — инструмент старинный, ее «именной» праздник появился в календаре лишь несколько лет назад. Постепенно подобные торжественные даты входят в моду. К примеру, День фортепиано впервые отметили в 2015 году.

День балалайки не отмечали до 2008-го, пока коллега и хороший товарищ Романа Бузылева, Дмитрий Белинский, не решил, что это несправедливо. «Балалайкиным» днем стало 23 июня, и неслучайно.

— Это дата первого упоминания балалайки в документе «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ» от 1688 года. Но она совсем невеселая, — говорит Роман. — Царь Алексей Романов велел собрать все балалайки и сжечь.

А все потому, что балалайка — шутовской инструмент, который прекрасно подходил для исполнения частушек. Их сочиняли про все и всех, даже царя «удостоили». Вот и поплатились. Второе упоминание о балалайке от 1700 года тоже необычное. За ямщиками Верхотурского уезда (сейчас Свердловская область. — «НО») гонялся дворовый (крепостной, обслуживающий семью помещика. — «НО») «и бил их балалайкой». Универсальный инструмент!

есть уникальная коллекция балалаек. Двухгрифовая электробалалайка
Двухгрифовая электробалалайка

Стерпится — слюбится

Роман познакомился с трехстрункой в детстве — в музыкальном кружке, куда его привел папа. Тот очень любит русскую народную музыку и был уверен, что сын должен научиться играть на балалайке. Конечно, мальчик сопротивлялся. Тогда балалайка была не в почете. То ли дело — гитара. Но со временем балалайка стала неотъемлемой частью жизни Романа. С ней он исколесил полмира. Что называется, стерпелось — слюбилось, и крепко: балалайка вдохновляла Бузылева на эксперименты. Например, он первым в СССР сделал электробалалайку. Если бы запатентовал ее, то, возможно, смог бы прославиться.

— Сейчас она в полуразобранном состоянии, я на ней не играю, — говорит Роман. — А в середине 1980-х ради нее отдал половину зарплаты на нужные примочки. Их приходилось покупать сразу, как только они появлялись на прилавках. Дефицит!

Многоликая трехструнка

За коллекцией музыкальных инструментов в мастерской Романа спрятался уникальный экземпляр: двухгрифовая электробалалайка. Выглядит, будто два инструмента соединили между собой, а сверху и снизу натянули по четыре струны.

— Я нарисовал эскиз, выпилил форму, а уже мастера сделали грифы, — рассказывает Роман.

А всего в коллекции музыканта около десяти балалаек — не так уж и много, считает Роман. Чтобы купить хороший инструмент, приходится потратиться. Тем более что нужен он Роману не только для игры, но и для тех самых «балалаечных» экспериментов. Один инструмент, к примеру, Бузылев практически превратил в гусли. Хоть по форме он и остался балалайкой, зато звучит совсем иначе. Роман всего-то расширил и уменьшил гриф, а вместо привычных трех струн натянул четыре с разной высотой звучания.

— Я пытаюсь разработать на ней новые приемы игры. Например, на четырехструнной балалайке перебор (гитарный прием) дает большие выразительные возможности, — объясняет Роман. — А если взять смычок, то звучание балалайки напоминает скрипку.

 — инструмент из Вьетнама, похожий на нашу балалайку
Инструмент из Вьетнама, похожий на нашу балалайку

Идеи переделать балалайку и придать ей новое звучание приходят от того, что у нее не такие уж большие возможности: на изначальных трех струнах далеко не уедешь. А так как Роман еще умеет играть на гитаре, фортепиано и духовых, ему есть с чем сравнить. Вот музыкант и пытается показать, что балалайка способна на многое. Она, как живой организм, развивается и в технических возможностях, и в репертуаре, и в приемах игры. У Романа есть электронная мидибалалайка, которая может звучать как фортепиано или «петь» как птица. Она — единственная в мире: сделана по индивидуальному заказу Романа.

Сестры с непохожими голосами

Инструменты, схожие с балалайкой, есть в разных странах мира. И историки, к слову, до сих пор не могут с точностью сказать, где ее все-таки изобрели.

— В дан-дане (инструмент из Вьетнама) дека (основа, в русской балалайке она треугольная. — «НО») округлая и сделана из шкуры питона. А когда нажимаешь на одну струну, фактически играешь по всем. Резонаторное отверстие у нее (откуда выходит звук. — «НО») у нее на задней деке. Ладов тоже нет — играть приходится на слух, — показывает Роман инструмент, напоминающий маленькую мандолину. И вроде бы визуально русские и вьетнамские «сестры» похожи, а «голос» у азиатской все равно не наш, восточный.

— Причина проста: на дан-дане струны из другого материала и корпус другой формы из кожи. А каждый материал, как известно, обладает своей звуковой окраской, — поясняет Роман.

Еще в его коллекции инструмент из Турции — саз. На нем три струны, уже сдвоенные, и задняя стенка сделана в форме тыквы. Хотя она, как и русская, из дерева.

Как таможенники плясали

Где только не бывал Роман со своей верной спутницей. Музыкант — заядлый горнолыжник. В сети есть видео, где он спускается с горы и играет на балалайке. Этого, наверное, больше никто не умеет!

— Однажды я отыграл концерт в Италии, вернулся в Москву, взял лыжи и с компанией снова полетел туда, но уже кататься. На таможне посмотрели на меня странно: зачем, мол, езжу туда-сюда, — говорит Роман.

Он объяснил. Но таможенники были непреклонны. Тогда Роман взял балалайку (он всегда возит ее с собой) и сыграл прямо на месте. Таможенники плясали и хлопали в ладоши! И после с радостью пустили в страну. А как же иначе, ведь, по наблюдениям Романа, русскую балалайку хорошо знают в Европе. В прошлом году игру Романа оценила певица Мирей Матье, когда тот выступал во Французском посольстве в Париже. Да и вообще, на концертах собираются тысячи зрителей. Так что недооценивать балалайку нельзя. Она еще и не такое покажет.

Новости партнеров