Андрей Коц: Бич археологии - черные копатели и продавцы
Как-то раз знакомый военный поисковик сказал запомнившуюся мне фразу: когда в далеком-далеком будущем археологи раскопают наши города, нашу эпоху назовут пластмассовым веком. Шутка ли — обычная пластиковая бутылка или целлофановый пакет разлагаются по 200–250 лет. И это еще цветочки: алюминиевая банка превратится в ничто «всего-то» за три столетия. А самый обычный одноразовый подгузник окончательно распадется на молекулы лишь спустя полтысячелетия.
У наших далеких предков таких долговечных материалов, конечно, не было. Многие археологические находки просто-напросто невозможно идентифицировать даже опытным специалистам. Дерево гниет, металл ржавеет. Но те артефакты, которые щадит время, не щадит человек. Бичом современной археологии стали непрофессионалы и откровенные вредители. Черные копатели добывают древности для продажи, нисколько не заботясь об исторической ценности находки. Любая древняя вещь важна в контексте. Если, например, в археологическом раскопе рядом оказались несколько артефактов, крайне важно понять, почему они вместе и могут ли они быть атрибутами одного ремесла. Но большинство трофеев на черном рынке продаются поодиночке и оседают в частных коллекциях. И даже если находка потом попадет в руки ученого, он не сможет без контекста воссоздать ее историю и назначение.