Алла Сурикова: Мастеров комедии маловато
Жительницу ТиНАО, режиссера Аллу Сурикову, на месте застать трудно. Корреспонденты «НО» решили испытать удачу и все же смогли встретиться с Аллой Ильиничной и поговорить о современных комедиях, книгах и необычных подарках.
Алла Ильинична, вы преподаете режиссуру. Каждый год выпускников, которые готовы снимать кино, становится все больше...
Выпустила одних и тут же набрала других. «Старички» называют меня Ма-мастер. И утверждают, что бывших студентов у меня не бывает. Это правда. Как-то задумала я поставить во дворе своей дачи в Ватутинках навес для машины. А студенты создали из этого навеса музей имени меня. И теперь машина мокнет под дождем и заметается снегом, зато под навесом есть пол, стол со скатертью, горит свет, и на стеллаже застыли пара бутылок в ожидании новых студентов.
А вы помогаете будущим режиссерам как-то реализовать себя?
Многие из тех, кто закончил учиться, работают на моем фестивале комедии «Улыбнись, Россия!», которому уже 21 год. Некоторые снимают документальные фильмы на моей студии «Позитивфильм». Также у нас на студии снято более 100 фильмов для придуманного мною цикла «Провинциальные музеи России» (рассказ о жизни людей, об уникальных городах России. — «НО»).
Есть ли среди выпускников будущие мастера, как, например, Рязанов, Данелия?
А вот мастеров комедии маловато. Времена, что ли, пошли несмешные… Людям надо смеяться в любые времена. Чтобы не просто выживать, а жить! Когда-то президент США Рузвельт во времена Великой депрессии обратился к своему народу с призывом: «Смейтесь, черт побери!» И делал все, чтобы люди смеялись. Поддерживал комедию во всех ее проявлениях. И ведь выжили! Вот и я поэтому поддерживаю любые ростки комедии. Но почему-то большинство молодых кинематографистов, ориентированных на западные фестивали, стремятся снимать «чернуху». Именно западные фестивали любят те наши фильмы, где мы уроды. А по Красной площади (утрирую, конечно) ходят кровожадные, очень грязные медведи.
Значит, у нас нет понимания, какие фильмы нужны нашему зрителю?
Понимание есть. Денег нет. Или не для всех проектов. А режиссеры есть. Просто наш молодой зритель зачастую «отравлен» попкорном…
Вы помогаете своим студентам снимать кино?
Мы с Андреем Добровольским (режиссер фильмов «Сфинкс» и «Брод». — «НО») начинаем помогать на этапе сценария — правим, предлагаем, настаиваем… и отпускаем. Уже на этапе производства я часто пользуюсь личными связями.
Юмор меняется со временем? Ваши внуки, например, понимают ваши фильмы так, как поколение постарше?
С моими фильмами и внуками сейчас все обстоит более-менее благополучно. Они проявляют большую заинтересованность ко всем кинематографическим процессам: моим и не моим. Иногда подсказывают мне, что желательно посмотреть. Старший внук получил актерское образование. Снимается, играет в антрепризах, воспитывает своих детей. Средний — Коля, когда был маленький, и я делилась с ним информацией о съемках новой картины, спрашивал: «А драчки будут?» И однажды на съемках фильма «О любви в любую погоду», где он тоже участвовал, сказал глубокомысленно: «Я, наверно, буду тоже режиссером. Потому что режиссер сидит на стуле, качается, а все вокруг бегают и кланяются…» Сейчас взрослый Коля пишет замечательные стихи и рассказы. Младший — Артем — нацелился в юристы. А дочь Кира, красавица и умница, написала много рассказов и стихов. У нее две книги.
Вы и сами пишете. Можем ли мы ждать от вас нового фильма или книги?
В очень уважаемом журнале «Знамя» за март этого года вышла моя полумемуарная небольшая повесть «Конотоп». Она — одна из глав будущей новой книги «Я гну глаголы, клею лики…» Очень горжусь этой публикацией. Знаете, какой самый яркий отзыв я услышала: «А она не только кино снимает, а еще и пишет!»
Многие считают, что сейчас самое время для творчества.
Мне не так давно позвонила Лидия Федосеева-Шукшина и сказала, что она из-за меня две ночи не спала, пока не дочитала мою книгу «Любовь со второго взгляда». «Пиши! Пиши продолжение!» — потребовала Лидочка. Да… У меня накопилось со времени той книги очень воспоминаний, и я очень хочу сесть за стол… Но все время что-то мешает, какие-то неотложные дела. Думала, пандемия поможет — ничего подобного, даже порядок в ящиках не успела за два года навести. Ну вот сейчас — закончу интервью, пожелаю всем жителям и работниками ТиНАО (мне очень нравится это благозвучное, нежное, музыкальное название) здоровья, хорошего настроения, исполнения всех желаний в новом году… и начну писать.
БИОГРАФИЯ
Алла Сурикова — режиссер, сценарист, народная артистка РФ. Зритель до сих пор пересматривает ее работы, в числе которых «Человек с бульвара Капуцинов», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину». Совместно с писательницей Викторией Токаревой написала автобиографическую книгу «Любовь со второго взгляда», посвященную кино.