Алиса Гребенщикова: Медуза горгона — это не про меня
В новом фильме Алексея Петрухина «Последнее испытание» Алиса Гребенщикова играет журналистку. Алиса не в первый раз появляется в роли представителя СМИ.
Более того, в юности она печаталась в петербургских газетах.
За ее плечами — немалый опыт в качестве ведущей на радио и ТВ. Но наше интервью мы начали с разговора о волшебниках. Почему? Во-первых, Алиса — имя необыкновенной девочки, а во-вторых, она любит сказки и играет в них.
— Алиса, верите ли вы в волшебников?
— Верю в то, что, кроме мира материального, в котором мы существуем и ежедневно совершаем какие-то действия, есть материи, которые сложно описать и в которые не верят люди с математическим складом ума, и так называемые реалисты.
— Легендарный физик хотя и обладал математическим складом ума, но изобретал «машину времени».
— В каждом правиле есть исключение, и Никола Тесла — это исключение.
— Бывают ли волшебники добрыми?
— Почему вы об этом спрашиваете?
— Вспомнила фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо», где Олег Янковский играет волшебника, к которому не применимы такие понятия, как доброта и злость.
— Все зависит от угла зрения. Иногда добро мы принимаем за зло и наоборот.
— Есть же очень злые люди, которые клевещут на других, интригуют, злорадствуют?
— Моя соседка Людмила Александровна выливает протухшие продукты на машины тех людей, которые паркуются под ее окном. Мы же не можем оценить, плохой она поступок делает или хороший? Для нее — хороший, потому что она выгоняет людей, которые не выключают двигатель и загрязняют окружающую среду выхлопными газами. Для тех людей, которые припарковались, — она злодей.
И, конечно, неприятно увидеть свою машину с фрагментами супа на лобовом стекле. Но она вынуждает их перепарковаться. Мы не знаем, вдруг если бы они не уехали, на это место могло же упасть дерево, а она таким образом предотвратила неприятную ситуацию. Хотя лично я против того, чтобы кого-то наказывать. Я за прощение. Потому что не мы решаем, а Бог решает.
— Неужели вам никогда не было обидно?
— Обида — это реакция. На что обижаться? На то, что человек поступил не так, как ты придумал в своей голове? Бессмысленно обижаться: ведь это несоответствие мыслей и реальности.
— Ну бывает, особенно в актерской судьбе, когда звезды не сошлись, невезение. Можно же обижаться на судьбу?
— На судьбу вообще никогда обижаться не надо. Судьбе виднее. Может, мы неправильно себе дорогу придумываем? У нас есть хорошая дорога, она для нас определена. А мы в каких-то своих заблуждениях все пытаемся свернуть на совершенно неподходящую нам тропу. Мы все сворачиваем, а там нас не ждет ничего хорошего.
Судьба говорит нам: «Вот же твоя дорога, смотри».
— А как обнаружить свою дорогу?
— Сердце свое слушать и верить знакам. Например, есть актриса, которая все время хочет играть Офелию.
А это вообще не ее роль, Шекспир — не ее драматург и «Гамлет» — не ее пьеса. Ее драматург — Островский.
И вот она 10 лет тратит на то, чтобы попробовать себя в Шекспире в одной версии, в другой, в третьей, в четвертой — везде провал. В результате она злится на судьбу. А потом случайно попадает в драматургию Островского и там расцветает.
А надо было просто с самого начала идти и играть Островского.
— Мне почему-то кажется, что Шекспир для вас...
— Возможно. Да и Островский тоже для меня. Я вообще вся — в драматургии классиков. Раньше я не понимала, что роль Офелии — интересная, она казалась мне скучной. А теперь я знаю, что для филигранной работы в ней есть материал.
— Для того чтобы хорошо играть, вам нужно себя понимать и знать все свои возможности?
— Я свои возможности знаю.
Но мне важно слышать свое сердце, свой внутренний голос и идти той дорогой, которую я для себя выбрала.
Вот это мне важно — оставаться верной себе.
Я не представляю своей жизни без литературы. Книги для меня — тот мир, в который я люблю сбегать из реальности. И однажды я поняла, что сцену и литературу мне интересно объединить. Так родились мои литературные постановки. Сейчас любимый спектакль — «Все вокруг» в театре «Практика». Я до мурашек люблю стихи, которые звучат в этом спектакле, и мне хочется, чтобы как можно больше зрителей их услышали.
— Сейчас в театре играют женщины — мужчин, мужчины — женщин...
— Я играла Пиноккио в постановке режиссера Жоэля Помра.
Это был трудный подросток, резкий, запутавшийся, острый и колючий. Мне было очень интересно его играть, и не возникало никакого диссонанса. В каждом из нас живет очень много всего. И профессиональный артист умеет доставать из себя нужные черты характера и качества человеческие. Когда я начинала репетировать Пиноккио, приходила на репетиции в платьях. И один человек из французской постановочной группы сказал после премьеры: «Когда я видел, как ты приходишь в театр, думал, как же эта стопроцентная девушка будет играть парня?» Спрашивал режиссера: почему ты выбрал эту актрису? А потом с изумлением наблюдал мастерство перевоплощения. А это ведь просто моя работа. Я умею находить в себе разное. Но это только на сцене.
В жизни у меня нет необходимости быть жестокой. Я не ращу в себе воина или Медузу горгону.
СПРАВКА:
Родилась 12 июня 1978 года в Ленинграде в семье музыканта Бориса Гребенщикова. В школе увлекалась журналистикой, была постоянным автором газеты «Пять углов». В 1999 году окончила РГИСИ. Работает в Москве. До 2001 года играла на сцене МХАТа им. М. Горького, затем — в антрепризах, с 2009 года занята в спектаклях театра «Практика».