Александр Курляндский: Я автор первого мультсериала
В столице открылся первый детский центр «Союзмультфильма», в котором юных москвичей будут учить анимации. О своем приходе в эту профессию и рождении персонажей, которые стали олицетворением отечественной мультипликации, «НО» рассказал «отец» «Попугая Кеши» и около 30 других мультлегенд Александр Курляндский.
Александра Курляндского когда-то выгоняли из школы. Он несколько лет проработал прорабом на стройке, пару лет служил в Советской армии, возводил секретные объекты, которые позже пошли на слом. Начав писать юмористические рассказы, Курляндский сотрудничал с передачами «Клуб «12 стульев», «С добрым утром!», журналами «Ералаш» и «Фитиль».
— Как ваши родители-инженеры относились к вашему творчеству? Вы же достаточно рано начали писать?
— Сначала они не слишком были рады этому обстоятельству. Но потом я стал неплохо зарабатывать на литературном поприще. Папа, остроумнейший человек, говорил приятелям: «Как вам нравится? Я всю жизнь шутил бесплатно, а Сашка деньги за это получает!» Потом он уже стал мною гордиться. Поначалу родители спокойно отнеслись к моей тяге писать юмористические рассказы: шутит сынок — ну и пусть шутит. Но в Московском инженерно-строительном институте на факультет теплогазоснабжения и вентиляции, куда я поступил, мы начали делать студенческие капустники.
Именно в этот период в институте во время дежурства по городу (тогда студенты группами патрулировали улицы) я познакомился с Аркадием Хайтом — своим будущим соавтором. А со временем мы стали активными участниками знаменитых КВНов, в которые играла страна.
— И как пришли в мультипликацию? Как возникла сама идея сериала «Ну, погоди!»?
— Однажды мне с Хайтом, Камовым и Успенским поступил заказ на киностудии «Союзмультфильм» — сделать смешной сюжет. Помнится, мы все никак не могли остановиться на паре героев, которые могли бы гонять друг за другом. Может, лиса и курица? Или волк и петух?..
Но остановились на традиционных для российской почвы Зайце и Волке.
— А образ Волка-хипаря как родился?
— Не сразу. Владислав Котеночкин, наш режиссер, увидел в подворотне приблатненного парнишку в огромных клешах, с распахнутой рубашкой и папироской в зубах, да еще и тренькающего на гитаре. Котеночкина осенило: вот он, наш Волк, типичный российский характер, со всеми остросоциальными атрибутами. Крохотный сюжет так понравился руководству «Союзмультфильма», что последовал заказ на десятиминутный фильм.
А потом появился первый сериал. Кстати, уже после смерти Котеночкина-старшего мы делали серии с его с сыном, тоже режиссером Алексеем Котеночкиным.
— Ну а Кеша как родился?
— Художник Валентин Караваев как-то зимой увидел в столичном дворике на занесенной снегом веточке яркого попугая. Почему он улетел? Заблудился? Поссорился с хозяином? Решил его проучить? Или его выгнали, потому что не давал мальчишке делать уроки? Фантазия гнала нас вперед, и так возникла эта история. Вообще на мои сюжеты, написанные в соавторстве и без, было сделано более 30 мультфильмов. Из самых известных — «Ну, погоди!», «Попугай Кеша», «Баба Яга против», «Великолепный Гоша».
— А из ваших любимых?
— «Сезон охоты», «Жили-были матрешки», «В зоопарке ремонт» и «Спасибо, Аист!». Среди них нет ни одного, которому я бы поставил ниже «четвертки».