Александр Галибин: Я посвятил фильм отцу-блокаднику
Новая картина режиссера называется «Золотая рыбка». Фильм уже завоевал ряд наград на престижных фестивалях, но есть и ложка дегтя: режиссер Александр Галибин не имеет прав на картину и, более того, отстранен продюсером Борисом Токаревым от возможности представлять картину зрителю. В интервью «Новым округам» Александр Владимирович рассказывает о конфликтной ситуации с его «Золотой рыбкой».
– Александр Владимирович, два года назад в интервью вы рассказали, что картина «Золотая рыбка», которую снимаете для семейного просмотра, вам очень дорога, потому что во многом личная. Будет ли фильм в российском прокате?
– «Золотая рыбка» — личная и дорогая картина, которую я посвятил своему отцу. Поэтому я за нее сражаюсь. Несмотря на то, что моего папы нет в живых, я знаю, что до него дошла моя «Золотая рыбка». Были такие послания, в том числе и сны. Я хочу, чтобы картину увидел массовый зритель, но этого, к сожалению, пока не предвидится. «Золотая рыбка» достойна того, чтобы ее посмотрели зрители от 12 лет. Если хотите, моя мечта — выход «Золотой рыбки» в прокат.
– Как после такого конфликта вы будете выстраивать взаимоотношения с продюсерами?
– Поэтому я и поднял вопрос на Общественном совете при Министерстве культуры. Это невозможно и неправильно, чтобы все права на картину принадлежали одному человеку – продюсеру. Представьте, по нашему закону я не имею права на картину. Хотя я предложил идею, сценарий, выбрал студию, актеров, снял фильм и смонтировал его. Мой печальный опыт сотрудничества с продюсером Борисом Токаревым подтолкнет меня к тому, чтобы быть более осторожным в выборе продюсера и компании-производителя. Я буду более внимательно подписывать договор, проверяя каждую букву. Да, фильм «Золотая рыбка» был очень трудным, но я его завершил, и мне за него не стыдно. Сейчас фильм полностью находится в руках продюсера.
– Вы невероятно талантливый человек с опытом руководителя. Возглавляли крупные театры. Не появлялось мысли самому стать продюсером и ни от кого не зависеть?
– На сегодняшний день этот вопрос не стоит. Продюсер – отдельная профессия, требующая знаний, умений, особого склада ума.
– Все знают, что вы человек неконфликтный и даже уходящий в сторону в борьбе за власть. Не думали ли о том, что в наше время нужно более активно защищать свои позиции?
– Всеми силами стараюсь избегать конфликтов и жить в гармонии с собой и с миром. Впрочем, интриги – это тоже стремление к гармонии, если посмотреть на них как на перевертыш, но для меня в них нет созидания. При этом допускаю, что люди, которые любят интриговать, искренне считают, что они не разрушают, а создают нечто хорошее. Конфликты приводят к большим бедам, вражде, и я не хочу в них участвовать категорически.
– В фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» вы сыграли Николая Второго. Наверняка вы слышали мнения верующих о желании запретить фильм Алексея Учителя «Матильда», речь в котором идет о любви последнего российского императора, причисленного к лику святых, с балериной. Как вы относитесь к этой дискуссии? На ваш взгляд, ущемляет ли фильм чувства верующих?
– Это право художника – как преподносить материал в своей картине. Алексей Учитель, вне всякого сомнения, художник. А дальше – вопросы этические: воспитания, нравственности, морали, такта. В конце концов, государь Николай Александрович был человеком, как и все мы, и ничто человеческое ему не чуждо. Иначе у него не было бы такого количества детей. Фильм Алексея Учителя я не видел. Но я точно знаю, что нельзя запрещать художнику делать то, что он делает в своем творчестве.
– Александр Владимирович, вы член Общественного совета при Министерстве культуры. Есть ли смысл в этой организации или только «слова, слова»?
– Общественный совет решил проблему с цирками, точнее, урегулировал конфликты. Общественный совет разрешил конфликт между ГИТИСом и профессиональным техникумом, который выпускал технических специалистов. Польза от совета есть, иначе я бы не стал в нем участвовать.
– Наверняка у вас есть любимые роли. Для моего поколения, рожденного в 1970-е годы, вы, конечно, Пашка-Америка из «Трактира на Пятницкой», Василий из картины «Джек Восьмеркин – «Американец».
– Я сыграл более чем в 50 фильмах, и все они меня формировали, воспитывали. Назвать одну картину – значит обидеть другую. Безусловно, есть знаковые роли, по которым меня узнают, и они известны – это и Пашка-Америка в «Трактире на Пятницкой», и Мастер в фильме «Мастер и Маргарита», и Николай Второй. Есть проходные роли, но ты в них тоже тратишься, вкладываешь душу, как и в главных ролях. Словом, все роли мне дороги. Все они живут во мне. Поскольку роли родились во мне, здесь и остались.
– Где вы сейчас снимаетесь?
– В экранизации Константина Худякова романа Алексея Толстого «Хождения по мукам». Съемки были в Петербурге, Москве и Пятигорске. Дату премьеры пока не назову, но посмотреть советую.
СПРАВКА
Александр Галибин родился 27 сентября 1955 года – советский и российский актер и режиссер театра и кино, телеведущий. Народный артист Российской Федерации. В кино дебютировал в 1976 году – фильм Семена Арановича «…И другие официальные лица». После выхода картины «Трактир на Пятницкой» его имя стало известно широкому зрителю. Всего в кинокарьере артиста более 50 фильмов.
ЛУЧШИЕ РАБОТЫ В КИНО
«Мастер и Маргарита»
Телесериал Владимира Бортко. Мастер у Галибина получился серьезным, вдумчивым и отстраненным от действительности.
«Романовы. Венценосная семья»
Роль Николая Второго сам Галибин считает одной из своих самых удачных. И утверждает, что работа над образом была очень сложной.
«Трактир на Пятницкой»
Несмотря на то что актеру достался отрицательный персонаж, все-таки назвать Пашку-Америку положительным нельзя, именно его и запомнили зрители. Впрочем, Галибин не стал заложником одной роли и доказал, что способен на большее.