Акула ремесла
Владимир Савельев из Краснопахорского — строитель знатный. Он и Пизанскую башню строил, и Эйфелеву. А еще трудился над возведением храма Лотоса, того, что в Индии. Не верите, что это его рук дело? Так приходите на выставку в ДК «Звездный», там все его работы.
Уменьшенные макеты самых известных зданий Савельев сделал, соблюдая все до мельчайших деталей. Колонн на соборах должно быть столько же, сколько на оригиналах. А та же Эйфелева башня высчитывалась по миллиметрам, чтобы все пропорции совпадали. И так со всеми экспонатами, многие из которых склеивались из простых кусков ватмана. Если на оригинале есть кирпичная кладка, значит, Владимир Николаевич сам детально прорисовывает ее на листе. Если какие-то маленькие фигурки — значит, вырезал их из дерева.
— Как окончательно вышел на пенсию, стал этим заниматься. Правда, начиналось все еще раньше, с вырезания по дереву, — рассказывает Владимир Николаевич и показывает на резные блюдо и доску, лежащие среди экспонатов.
Как-то Владимир Николаевич совершенно случайно разговорился на улице с прохожим. Им оказался Михаил Игнатьев, профессиональный резчик по дереву, который и научил его этому. Мужчине всего лишь нужно было несколько минут, чтобы понять процесс. А потом самостоятельно нашел подходящий материал, инструменты и сделал целый кухонный набор, который теперь украшает одну из стен в его квартире. Произведение искусства!
…Вообще Владимир Савельев мог бы стать хорошим художником. Когда он учился в восьмом классе, дядя Петя, местный библиотекарь, заметил, что мальчик неплохо рисует. И предложил юноше развиваться в этом направлении.
— Он говорил, чтобы я рисовал только с натуры. И очень просил: «Если начал рисовать и у тебя не получилось, не рви листочек. Поставь дату и убери в папочку. Потом объясню, для чего это», — вспоминает Савельев.
Но он и сам все понял. Как-то открыл папку с рисунками и вдруг осознал, насколько вырос за время обучения. И Владимир после десятого класса по совету дяди Пети задумался о поступлении в художественную академию. Но семейные обстоятельства заставили его пойти в военное училище.
...А ведь еще он мог стать талантливым мастером.
— В школе знали, что я умею мастерить. И как-то, опять же в восьмом классе, ко мне подошел директор и сказал: «Скоро по физике будет тема, где надо показать работу паровой машины. А она сломалась, можешь починить?» — вспоминает Владимир Николаевич.
«Надо попробовать», — подумал он тогда и починил! Заработала как новенькая! Кажется, что Владимир Николаевич может абсолютно все. Рассказывал, как во время службы к нему обращались коллеги с просьбой сделать подарочную гравировку на часах. И он делал. Аккуратно, мастерски, словно лесковский Левша.
Наверное, это заложено в характере человека: ко всему подходить с душой и азартом, не умеешь — так попробуй! Поэтому, даже когда Савельев оставил службу и устроился работать в школу военруком, все в его работе было отточено до мельчайших деталей (словно макеты на выставки в ДК). Ребята стреляли из пневматических винтовок по банкам, да так, что всегда попадали. Сдавали рапорты, знали, что такое огневая подготовка...
...Выйдя на пенсию, Владимир Николаевич до конца не представлял, чем себя занять. Но дело, которое увлекло на долгие три года, само его нашло.
— Жена с дочкой и внучкой были в Париже и привезли статуэтку Эйфелевой башни. Я все ходил на нее, смотрел, всматривался, — говорит Владимир Николаевич.
Так продолжалось несколько дней, пока он не понял: попробую сам ее сделать! И технологию свою придумал, которая попрочнее всего будет.
— Если посмотреть, здесь основные линии на башне не прямые, а изогнутые. Как такого добиться, чтобы еще и плавный переход был? — рассказывает Владимир Николаевич.
Сначала он думал сделать башню из спичек. Но получалось некрасиво. А потом понял: нужно склеить несколько листов ватмана и положить под пресс. Вот это и станет подходящим материалом. Башня такая прочная, что, если не знаешь, из чего она сделана, ни за что не догадаешься. А сколько в ней элементов, которые длиною не больше пары сантиметров!
В свое время художник дядя Петя научил Владимира Николаевича видеть детали. И это пригодилось ему здесь. Фактически он стал выполнять работу инженера, художника и конструктора. И наконец-то стал мастером, для которого нет невозможного.
— А вот там, видите, стоят «Алые паруса». Это мой подарок жене. Делал его втайне, — рассказывает Владимир Николаевич. — Вы бы видели ее глаза, когда я подарил ей корабль на юбилей.
Воспоминания... Во многом макеты Владимира Николаевича с ними и связаны. Тот же Исаакиевский собор, в котором мужчина был три раза.