«Она хотела вдохновлять»: 120 лет назад родилась первая в России женщина-кинодраматург
В преддверии 120-летия со дня рождения первой в истории России женщины-кинодраматурга Зиновии Маркиной корреспондент «Новых Округов» взял интервью у ее двоюродной внучки и ближайшей родственницы — руководителя творческой мастерской «Московский салон литераторов» Ольги Грушевской.
Она была первой
Принятая в июле 1918 года, «Ленинская» Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики стала первым в истории высшим нормативно-правовым актом, который гарантировал женщинам равные с мужчинами гражданские права.
Именно благодаря пункту №64 этого документа женщины стали активно вовлекаться в политическую, общественную и культурную жизнь молодой «Страны рабочих и крестьян», навсегда оставив память о себе в учебниках всеобщей истории.
Многие знают первую женщину-космонавта — Валентину Терешкову. Также известна Лина Штерн — первая женщина-академик. Однако не все знают о первой женщине, которая внесла свой вклад в историю России, выбрав именно кинематографическую драматургию как свое призвание.
Девочка Зина и ее родители
Зиновия Маркина родилась 14 ноября 1904 года в посаде Колпино в семье простых рабочих. Ее отец, Семен Маркин, трудился литейщиком на заводе, который обеспечивал нужды Российского императорского флота. В то же время ее мать, Прасковья Маркина, занималась хозяйством и заботой о дочке.
После переезда в 1910 году в город Гельсингфорс, ныне Хельсинки, в Великом княжестве Финляндском (которое входило в состав Российской Империи) перед родителями встал важный вопрос о получении дочерью хорошего образования.
Их выбор пал на Мариинскую гимназию для девочек. Однако туда не принимали детей представителей рабочего класса. На помощь пришел случай — мама Зиновии, Прасковья, шила платья директору образовательного учреждения, которая сама предложила принять ее дочь и не указывать сословие родителей.
Тем не менее, девочка смогла быстро влиться в новый коллектив.
— Ее родители были очень хорошо образованы, а потому дали дочери всю необходимую подготовку перед поступлением в учебное заведение. Она училась ничуть не хуже других гимназисток и смогла наладить дружеские отношения почти со всеми девочками и педагогами. Как вспоминала бабушка, лишь одна злая воспитательница насильно мочила ее кудрявые волосы водой. Она была убеждена, что Зиновия специально завивала свои локоны, чтобы выделиться в гимназии, — рассказала Ольга Грушевская.
Юная Зиновия Маркина и юная «Новая Россия»
В 1913 году семья Маркиных вернулась на территорию Великороссии и обосновалась в Воронеже. Там родилась сестра Зиновии — Серафима, бабушка Ольги Грушевской. Затем последовали Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции, а после и Гражданская война.
— Причины их возвращения накануне столь колоссальных общественных потрясений доподлинно неизвестны. Однако от бабушки мы точно знаем, что у них всегда была возможность снова уехать. Тем не менее, они решили остаться и с воодушевлением восприняли образование РСФСР. Я думаю, что свою роль сыграл тот факт, что ее родители были свидетелями трагических событий, которые произошли 22 января 1905 года в Санкт-Петербурге. Прасковья тогда оказалась в толпе с трехмесячной Зиной на руках — они чудом остались в живых, когда началась стрельба.
Семья Маркиных быстро влилась в активную жизнь новообразованной «Страны всенародного братства». Сама Зиновия уже с малого возраста хотела помогать другим, а потому в 16 лет стала вожатой в «детском очаге» при областном отделении профсоюза заводских рабочих.
— После прошедших двух войн осталось много сирот и детей из неблагополучных семей. Зиновия вместе с другими неравнодушными подростками старалась заботиться об этих беспризорниках, проводя для них досуговые и культурные программы. Они хотели воспитать в ребятах любовь к культуре и стремление помогать друг другу.
В том же году Зиновия поступила на правовое отделение Воронежского государственного университета. Однако нельзя сказать, что молодую девушку интересовала только учеба — уже в 1923 году она впервые выступила в роли актрисы на сцене «Театра вольных мастеров».
Это новое творческое объединение в Воронеже было исключительно молодежным и во многом новаторским. Его создателями были режиссеры Владимир Люце и Арсений Ридаль, которые поставили своей целью принести театральное искусство широким массам зрителей. Уникальные сценические номера «вольных мастеров» сочетали в себе актерские навыки, риторические техники и акробатические приемы.
В это же время она познакомилась со сценографом Вадимом Рындиным, который научил ее основам создания театральных декораций. После этого часто по вечерам Зиновия оставалась в мастерской, чтобы поработать над нужным реквизитом.
Инновационный театр закрылся через год из-за проблем с финансированием. Однако это не остановило юную актрису, которая вступила в агитационный театральный коллектив «Синяя блуза». Именно эта сцена свела молодую Зиновию со многими выдающимися деятелями бурно развивавшейся культурной жизни Советского Союза.
— Есть основания полагать, что с писателем Андреем Платоновым бабушка познакомилась еще при поступлении в Воронежский университет. Тем не менее, мы точно знаем, что именно на площадках «Синей блузы» они начали по-настоящему дружить и сотрудничать. Там же она встретила и будущего супруга — Бориса Бобылева. Он был молодым и амбициозным журналистом «Воронежской коммуны». Всех их объединяло желание развивать родную культуру и вовлекать в нее граждан.
Зиновия стала не только актрисой, но и ведущим организатором мероприятий театра. Она помогала с подготовкой сценариев и постановок.
За время своей творческой деятельности в «Синей блузе» молодая актриса познакомилась и со многими другими видными писателями СССР. Среди них был и молодой поэт Василий Лебедев-Кумач, с которым в будущем Зиновия станет проживать по соседству во Внукове.
Также судьба свела ее с набиравшими популярность литераторами Юрием Олешей и Владимиром Маяковским, которые не раз приезжали, чтобы выступить на сцене «Синей блузы».
Ей предстояло проложить путь другим
— В 1925 году после двух лет знакомства Зиновия Маркина и Борис Бобылев решают заключить брак. Вспоминая разговоры с бабушкой, я могу с уверенностью сказать, что между ними была яркая любовь. Они оба были эмоциональными и искренними людьми, которые всеми силами хотели трудиться на благо развивавшегося советского общества.
В 1927 году у них родилась дочь Ольга, и молодая семья приняла решение отправиться в Москву. Через год жизни в столице Зиновия поступила в первое в истории России высшее учебное учреждение актерского мастерства и режиссуры — Государственный техникум кинематографии. Впоследствии он будет известен как Всероссийский государственный институт кинематографии имени Сергея Герасимова.
Изначально Зиновия Маркина училась на кафедре актерской подготовки, однако в 1929 году она решила сменить направление и перейти на кафедру кинематографической драматургии. Выбрать это ремесло ей посоветовали преподаватели техникума, потому что у Зиновии уже был опыт работы над сценарием к фильму — примерно в это время она завершила материал для съемок картины «Станция дальняя» (ни пленка, ни сам сценарий до наших дней не дошли).
Среди ее преподавателей были такие ведущие сценаристы и кинотеоретики того времени, как Александр Зархи, Олег Леонидов и даже сам основатель новой кафедры — Валентин Туркин.
— Блистательно окончив в 1931 году ВГИК, Зиновия стала не только одной из выпускников первого потока сценарной кафедры, но и первой в истории России женщиной-кинодраматургом. Однако у бабушки никогда не было какого-либо особого отношения к этому факту. Для нее всю жизнь было важно подавать пример другим людям — и женщинам, и мужчинам. Как и большинство образованных молодых людей ее поколения, она хотела вдохновлять остальных приобщаться к высокой культуре и строить вместе молодое государство.
За многие годы своей творческой деятельности Зиновия Маркина написала сценарии для более чем 70 кинокартин в различных жанрах. Среди всех своих работ драматург выделяла четыре фильма.
Формирование авторского стиля
Первой из них стала кинокартина 1935 года «Последний табор». Сюжет фильма повествует о трудном процессе перехода кочующих цыган к оседлой жизни в колхозе, на выделенной им государством земле.
Одной из целей съемок этой работы было привлечение представителей этой народности принять нововведения в своей жизни, которые начались с 1926 года. В стране действовало специальное распоряжение, направленное на борьбу с нищетой, преступностью и безграмотностью среди цыган.
Для работы над сценарием Зиновия Маркина полтора месяца прожила в одном из последних настоящих цыганских таборов, чтобы лучше понять ментальность и образ жизни этих странников.
К съемкам кинокартины привлекли актеров созданного при поддержке государства цыганского театра «Ромэн», среди которых была и «звезда экранов» того времени — Надежда Киселева, более известная зрителям под псевдонимом Ляли Черной. Артисты театра исполнили все звучавшие за кадром песни, однако в самом фильме большинство ролей исполнили не они, а загримированные актеры.
— В этом фильме она сделала акцент на визуальном повествовании, используя сцены с глубоким символическим значением. В то же время ее герои немногословны — они дают друг другу и зрителю емкие реплики, которые передают самую суть поднятого вопроса. Самые важные моменты сюжета, по замыслу Зиновии, преподносились в абсолютной тишине.
После выхода в прокат фильм приобрел всенародное признание, а исполненную в нем актрисой Лялей Черной песню «Бродяга» стали разучивать по всей стране.
— Одним из интересных элементов сюжета картины «Последний табор» является молодой колхозный конюх Санька, который дружил с цыганами. По ходу повествования он не раз появляется в кадре, цитируя тот или иной отрывок из произведений Александра Пушкина. Так, с помощью этого персонажа Зиновия Маркина пыталась передать зрителям красоту жизни через поэзию и привлечь людей к чтению классической литературы.
Фильмы, призванные вдохновлять простых людей
Следующий фильм по второму любимому сценарию кинодраматурга сняли в 1938 году. Соавторами картины «Комсомольск» выступили Михаил Витухновский и одногруппник Зиновии по ВГИКу, режиссер Сергей Герасимов — выдающийся деятель советской культуры, в честь которого впоследствии и назовут институт кинематографии.
Сюжет фильма рассказывает о жизни и подвигах советской молодежи в период выполнения первого государственного пятилетнего плана социально-экономического развития. Главными линиями повествования являются строительство города Комсомольск-на-Амуре и борьба комсомольцев с диверсантом, который поджигал склады, пытаясь саботировать все работы.
Как и предыдущую картину Зиновии Маркиной, «Комсомольск» полюбили все граждане Советского Союза.
Однако самым популярным фильмом Зиновии Маркиной предстояло стать кинокартине «Дурсун» 1940 года. За эту работу драматург была удостоена премии имени Иосифа Сталина II степени за выдающиеся достижения в области искусства.
Съемки велись на территории Туркменской ССР. Так как сюжет фильма рассказывал о промысле хлопка, Зиновия Маркина сама отправилась жить и трудиться с заготовщиками «белого золота».
Главные роли исполнили известные актеры Нина Алисова и Алты Карлиев. Соавтором сценария вновь выступил Михаил Витухновский — впоследствии он еще не раз поможет Зиновии Маркиной с ее работами.
В 1946 году свет увидит еще один фильм, который будут любить миллионы зрителей по всему СССР. Драматическая картина «Освобожденная земля» поднимала животрепещущую тему восстановления страны после разрушений, учиненных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
— Как и другие работы бабушки, «Освобожденная земля» — очень трогательный фильм. В целом можно сказать, что ее авторский стиль включал в себя две отличительные черты. Первой было скрупулезное отношение к деталям и желание максимально точно передать реальность. Второй же особенностью было стремление всегда вдохновлять людей на труд во имя общего блага и счастья. Именно поэтому все ее фильмы были оптимистичны и не лишены доли веселья.
«Городок писателей»
Важным этапом в жизни и творчестве Зиновии Маркиной стал переезд в дачный поселок «Московский писатель» во Внукове, который жители впоследствии будут с любовью называть «городком».
С начала 30-х годов XX века по распоряжению Иосифа Сталина земельные участки в этом районе Подмосковья стали выдавать выдающимся деятелям советской культуры за их заслуги перед Отечеством. В 1936 году и Зиновия Маркина отстроила там свою «будущую вотчину».
— Среди поклонников творчества Любови Орловой до сих пор бытует мнение, что ее дом в «Московском писателе» был якобы построен на заказ по некоему «индивидуальному плану». Однако подлинная история еще интереснее. Изначально участок №21, на котором будет жить актриса, был выделен Зиновии Маркиной. Там бабушка возвела свой дом по проекту, который был согласован со строительной комиссией. По ряду причин на этапе внутренних работ она продала дом Любови Орловой, а сама переехала на участок №12 неподалеку. Там бабушка отстроила новый дом. Точно такой же, как и предыдущий. В итоге в городке писателей стояли два дома-близнеца — к тому же одни из самых больших. А Любовь Орлова с супругом, режиссером Григорием Александровым, с тех пор часто заходили к нам в гости.
Зиновия Маркина вела добрососедские отношения не только с примой советского кинематографа, но и со многими другими талантливыми творческими людьми.
Одним из таких был народный артист СССР Игорь Ильинский, которого полюбили зрители за комедийные роли в фильмах «Волга-Волга» и «Карнавальная ночь».
Дом Зиновии Маркиной был практически напротив участка актера и вышло так, что им установили «спаренный телефон» — общую проводную линию до городской телефонной станции. Ольга Грушевская отметила, что подобное стечение обстоятельств заставляло ее бабушку и соседа осуществлять важные звонки поочередно, хотя и дало повод для приятельского общения.
Важно и то, что именно во Внукове судьба вновь свела Зиновию Маркину со старым товарищем по сцене «Синей блузы» — поэтом Василием Лебедевым-Кумачем. Они часто общались и помогали друг другу с решением хозяйственных вопросов. Как вспоминает Ольга Грушевская, поэт даже писал ее бабушке благодарственные письма за ее помощь.
Среди товарищей по соседству также были народный композитор Юрий Милютин, выдающийся художник-соцреалист Федор Модоров, режиссер театра кукол Сергей Образцов и многие другие деятели всех направлений искусства в Советском Союзе.
— Лишь в городке «Московский писатель» бабушка могла на короткое время отдохнуть от огромного груза обязанностей и работы, которые ждали ее в Москве. Именно тут, во Внукове, у нее была возможность посидеть в тишине и в комфортной обстановке поработать над сценариями, которые были ей особенно дороги.
Однако Зиновия Маркина не была таким человеком, который мог долгое время оставаться «вне действия». Особенно, если это касалось общественной деятельности.
Поэтому в скором времени после обоснования в «городке» кинодраматург присоединилась к другим деятелям культуры, чтобы выступать в общественном клубе для жителей района Внуково.
— Это был небольшой деревянный домик недалеко от железнодорожной станции. Его даже можно сравнить со старорусской избушкой. Именно там часто в свободное от работы время известные поэты, музыканты, песенники и актеры бесплатно выступали для жителей окрестных сел и деревень. Выступала там и бабушка, которая рассказывала гостям об особенностях своего кинодраматургического ремесла. Для нее, как и для многих других творцов того времени, было важно оставаться вместе с народом, с людьми, для которых она писала и работала. Пусть даже и в ущерб собственному отдыху и личной жизни.
Личный подвиг Зиновии Маркиной
Не осталась Зиновия Маркина в стороне от общего горя и в годы Великой Отечественной войны. В преддверии Битвы за Москву на ее участке расквартировали бойцов Красной Армии — драматург сама снимала двери своего дома, чтобы положить их под военные машины, которые вязли в осенней распутице.
Самое тяжелое испытание ждало ее впереди. Зиновии Маркиной предстояло организовать эвакуацию жен, детей и пожилых родителей членов Московского комитета драматургов, одним из основателей которого она сама являлась. Их путь пролегал в далекий от «городка писателей» Ташкент — столицу Узбекской ССР.
Кинодраматургу было необходимо распределить огромное количество людей по местам в железнодорожных эшелонах, обеспечить их питанием, теплой одеждой и какими-то базовыми медикаментами.
— Ее выбрали по одной простой причине — все знали, что если доверить дело Зиновии, то оно будет выполнено. Такой она была всю жизнь. По прибытии она также должна была всех расквартировать. И речь не о фешенебельных гостиницах или курортных домах. К тому же в эшелонах были не молодые выносливые солдаты, а городские женщины, маленькие дети и пожилые люди. Любая ошибка в организации могла привести к трагедии. Это была адская ноша, непосильный труд. И бабушка была одной из немногих, кому это оказалось под силу.
После окончания Великой Отечественной войны Зиновия Маркина также успешно провела реэвакуацию семей обратно в Москву. Впоследствии она получила десятки писем со словами благодарности от всех людей, которые благодаря ее самоотверженности смогли оказаться в безопасности вдали от боевых действий.
Она сохранила огонь своей души до конца
За десятилетия профессиональной деятельности Зиновию Маркину неоднократно приглашали в различные учреждения культуры, просветительские организации и творческие объединения Советского Союза — некоторые и вовсе были созданы при ее непосредственном участии. Первая в России женщина-кинодраматург состояла в Союзе писателей, Союзе кинематографистов и Литературном фонде.
Вторую половину творческого пути Зиновия Маркина посвятила научно-просветительским фильмам, которые также нашли признание. В 1957 году во французском городе Канны она была удостоена награды на Международном кинофестивале по медицине и санитарии в номинации на «Лучший сценарий о защите материнства и детства».
В этот же период мир начинают покидать близкие Зиновии люди. Среди них был и один из первых творческих соратников и друзей, с которым судьба свела ее на подмостках «Синей блузы» — писатель Андрей Платонов. После его кончины в 1951 году драматург записала воспоминания об их знакомстве и передала их в издательство «Воронежская коммуна» — ту самую газету, в которой в 1920-х вместе работали Андрей Платонов и первый муж Зиновии Маркиной Борис Бобылев.
Одним из последних важных для Зиновии достижений было создание в 1975 году жилищно-строительного кооператива «Драматург». Став одним из организаторов строительства этого здания, она осуществила свою давнюю мечту — дать талантливым деятелям советской культуры общий дом. Подобно тому, который в свое время дал Зиновии Маркиной, Василию Лебедеву-Кумачу, Любови Орловой и другим творцам «городок писателей» во Внукове.
Первая в истории России женщина-кинодраматург ушла из жизни 6 марта 1992 года, оставив после себя колоссальное наследие в культурной и общественной жизни России. Искры ее таланта, запечатленные в фильмах по ее сценариям, останутся навсегда.
Вечное наследие Зиновии Маркиной в истории России и района Внуково
Творческая деятельность в современном районе Внуково также продолжается. Вот уже много лет двоюродная внучка Зиновии Маркиной, прозаик и публицист Ольга Грушевская совместно с авторами «Московского салона литераторов» ведет культурно-просветительскую работу в поселке Минвнешторга и «Московском писателе» — любимых творческих площадках их мастерской.
— Бабушка с детства была для меня примером. Прежде всего творческим. Первые рассказы я пробовала печатать именно на ее пишущей машинке. Тогда она дала мне простой, но крайне полезный совет: «Нужно много читать и много писать. Тогда что-то получится». Так оно и вышло. Сейчас авторы МОССАЛИТа на платформе Культурного центра «Внуково-МВТ» продолжают традицию той самой маленькой «избушки» — сельского клуба, в котором Зиновия Маркина и другие ведущие деятели советской культурной жизни бесплатно выступали для жителей местных деревень и поселков. В этом нам также помогают сами сотрудники КЦ «Внуково-МВТ» и библиотека №256. Вместе мы вносим свой посильный вклад в просветительскую деятельность. Формируя во Внукове новое творческое пространство для талантливых российских авторов, мы отдаем дань памяти Зиновии Маркиной и другим выдающимся людям, которые отдали всю свою душу труду на благо страны.