Вторник, 23 июля 2024, 19:27
Переменная Облачность 20°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
Режиссер Марк Анатольевич Захаров бессменно руководит театром «Ленком» уже 44 года. Фото: photoxpress

Университеты Марка Захарова

Режиссер Марк Анатольевич Захаров бессменно руководит театром «Ленком» уже 44 года. Фото: photoxpress
Режиссер Марк Анатольевич Захаров бессменно руководит театром «Ленком» уже 44 года. Фото: photoxpress

В октябре отметит свой день рождения народный артист СССР, сценарист, педагог Марк Захаров. Многие спектакли возглавляемого им «Ленкома» дввно стали легендой. При и этом сам Марк Анатольевич серьезно утверждает, что его  «стартовый капитал был крайне низок». Сегодня мастер рассказывает о своем детстве и первых шагах в искусстве.

- Марк Анатольевич, вы играли в драмкружке с третьего класса начальной школы. Как отнеслась ваша мама-актриса к решению сына поступать в театральный институт?

- Я очень любил театр и интересовался им. Но мать постоянно рассказывала мне о сложностях профессии. Так что поначалу я не решался поступать в театральный, а надумал подать документы в инженерно-строительный институт.

Но не добрал баллов на престижный факультет. И тогда мама велела отнести документы в театральный вуз.

На предварительной консультации в Школе-студии МХАТ я читал «Вересковый мед» Бернса доценту Г. В. Кристи. В месте, где шотландцы бросают карлика в морскую пучину, у меня даже, помнится, навернулись слезы. Доцент Кристи задумался, а потом решительно посоветовал выбрать другую профессию.

- Вы в итоге окончили актерский факультет ГИТИСа, потом были Пермский драмтеатр, столичный Театр миниатюр, Студенческий театр МГУ. Наконец, Театр сатиры и острополитический «Ленком». Сложно ли было бороться с партийной цензурой?

- Однажды вместе с директором театра и моим другом Рафиком Экимяном мы оказались перед дверью кабинета одного партийного деятеля. В приемной я держался еще бодрячком. Но потом, заглянув в щелочку двери, увидел мрачные лица членов горкома, и уверенность стала предательски таять. Экимян мгновенно зафиксировал этот наползающий психический надлом в режиссерском организме и, подведя к щелочке в двери, сказал: «Вот сидит дама, это известная…» — далее использовал непечатное слово.

«Следующий — преступник, самый главный в Москве взяточник». Так он прошелся по членам высшего партийного руководства Москвы. У меня поднялось настроение — ну чего же бояться таких людей? Посетившие меня покой и уверенность сыграли свою роль. Оказавшись «на ковре», следуя инструкциям Экимяна, я вначале слегка попятился, сказав, что в театре не все получается как хочется, но в дальнейшем стоял перед членами бюро как скала. Дело закончилось практически орденом. Формулировка «Строго указать» рассматривалась тогда как награда. Экимян, кстати, преподал мне еще один бесценный урок. Я очень не любил висящую у нас в фойе «Ленкома» картину «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола», написанную целой артелью социалистических реалистов. Как-то во время летнего ремонта Экимян предложил мне избавиться от шедевра. Пока картину выносили из фойе, он печально наблюдал за моей нескрываемой радостью. Практически сразу же в кабинете зазвонил телефон, и последовал короткий приказ: «Повесьте картину на место!» В этот момент наш директор молча поднял перед моим носом указательный палец, чтобы я еще раз осознал, какое внимание оказывается нам в некоторых инстанциях.

- В театральных кругах ходят всевозможные байки о вашей дружбе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и Григорием Гориным и бесконечных розыгрышах...

- Частенько они случались. Однажды, когда Ширвиндт делал у себя ремонт в квартире, мы с Мироновым и Гориным решили внести свою лепту: нашли на помойке выброшенную батарею центрального отопления, ржавую, тяжелую и большую. И затащили ее на 4-й этаж, позвонив ему в дверь. Александр Анатольевич, как профессионал высокой марки, оценил эту незатейливую шутку. Оставив батарею у него в квартире, посмотрели, как идет ремонт, о чем-то поговорили, а потом, когда собрались уходить, Ширвиндт произнес: «Ну, это надо бы вынести». Мы потащили батарею вниз. И тут меня осенило (что потом высоко оценил Григорий Горин, заметив, что это было настоящее комедийное прозрение). Я сказал: «Вот сейчас самое правильное — вернуться и снова ему эту ржавую батарею всучить». На языке Горина это называлось «закольцевать историю». Мы снова все это проделали.

С успехом. В тот момент я сам в себя поверил как в комедиографа.

- «Поминальная молитва», «Шут Балакирев» — в театре, «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона» — в кино... Как протекала работа с Гориным ?

- Он был моим товарищем. Отношения были доверительные и рабочие. Большую роль в них играла Любовь Павловна, очень хлебосольная грузинская жена Горина. Многие важные проблемы обсуждались нами на их кухне.

- А обсуждения на кухне пойманных «вражеских голосов», о которых часто говорит интеллигенция, вспоминая те времена, присутствовали?

- Гриша иногда ловил вражеские радиостанции, но не сказал бы, что мы особенно этим увлекались. Ну а с началом перестройки наши газеты стали гораздо интереснее, чем «голоса» из-за рубежа.

СПРАВКА

Марк Анатольевич Захаров (род. 13 октября 1933 года, Москва) — советский российский режиссер театра и кино, актер, сценарист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР и трех Государственных премий России. Художественный руководитель театра «Ленком». Наиболее известные постановки в театре — «Доходное место», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Мудрец», «Шут Балакирев», «Вальпургиева ночь», «День опричника».

 

Новости партнеров