Четверг, 26 декабря 2024, 18:24
Пасмурно 1°

Опросы

Какие у Вас планы на новогодние праздники?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.
Фото: PHOTOXPRESS

Вадим Жук: Мне все чаще хочется выключить телевизор

Фото: PHOTOXPRESS
Фото: PHOTOXPRESS

На здании театра «Школа современной пьесы» висит громадная афиша: «Шинель. Пальто». Авторы спектакля — классик Николай Васильевич Гоголь и наш ироничный современник Вадим Жук, драматург десятка спектаклей, идущих сегодня в Москве и Санкт-Петербурге.

Вадим Семенович, понятно, что вы артист многих умений. Ваш талант оценили и снимали в своих фильмах Александр Сокуров, Алла Сурикова, Владимир Хотиненко, Владимир Алеников. А как выглядели ваши «университеты»?

Я окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Мне достался такой потрясающий букет продуманного, прочувствованного, мощного знания, что впору завидовать самому себе. В институте, например, существовала кафедра Товстоногова, главного режиссера БДТ. Когда я учился, Товстоногов как раз поставил знаменитый спектакль «Зримая песня». Этой постановкой он утвердил по сути новый стиль преподавания и обучения синтетических актеров, которые мечтали хорошо двигаться, отлично петь, глубоко, «по Станиславскому», играть.

Рядом со мной учились будущая гордость советской режиссуры Кама Гинкас и Лев Додин, артисты Миша Боярский, Мариночка Неелова и другие настоящие девки и парни, которых я не могу не любить. На третьем курсе написал для них капустник, который игрался потом на большой сцене нашего Учебного театра. В итоге снискал славу создателя лихих капустных текстов.

Чем из созданного на сценарной и драматургической ниве вы сегодня особо гордитесь?

Прежде всего тем, что мои тексты произносили со сцены первоклассные актеры. Например, Юрий Владимирович Толубеев, который играл в козинцевском «Дон Кихоте» Санчо Пансу. Дело было в 1967-м на вечере посвящения в актеры, Толубеев был главой ленинградского ВТО. Я написал текст пожилому актеру крупными печатными буквами, который он читал, сдвинув очки на лоб и кивая. Мои тексты произносили Зиновий Гердт, Александр Ширвиндт и… пара сотен других очень известных артистов.

Что вам давали капустники в советское время?

Актеры, играя в них, становились интеллектуальнее, сцена оборачивалась трибуной для выступлений. Это ведь было в тот период, когда страну к будущему вела партия, провозгласившая себя «честью, умом и совестью» эпохи, и поэтому в капустниках речь часто шла о политике. А наши размышления не всегда звучали в унисон с политикой компартии.

Что вы думаете о качестве современного юморе? Современный юмор распустился окончательно. Я в свое время работал завлитом в филармонии, через меня проходили все тексты, и я не мог пропустить пошлость.

Причем пошлость — это ведь широкое понятие. Сейчас же актеры любой ценой пытаются рассмешить публику. Раньше главным официальным «пошляком» страны считался Евгений Петросян, но сегодня то, что он говорит, может считаться образцом целомудрия на общем фоне. И когда мне попадаются юмористические передачи, я с омерзением выключаю телевизор, потому что слышу бесконечные шутки ниже пояса. От юмора на ТВ у меня возникает рвотный рефлекс.

Почему в сериалах Сергея Урсуляка, Юрия Мороза, Владимира Хотиненко сценарии крепче, чем в игровых двухчасовых картинах других режиссеров? Ведь написать двадцать серий сложнее, чем одну?

Это профессионалы, которые точно почувствуют себя неловко, если им кто-то из киносообщества, указывая на ошибки, скажет: «Что это у тебя тут за ерунда в кадре?» Но есть и другое отношение к профессии. Я вот снимался в 1990 году у Эфраима Севелы в комедии «Попугай, говорящий на идиш». Прекрасный дядька, известный режиссер! Снималась сцена в кафе Западной Европы 1945 года. И я вдруг вижу, что в бокалах стоит пластиковая соломка. Говорю постановщику: «Ну какие могут быть в 1945 году полиэтиленовые соломки?!» Он: «А плевать!» Дальше — больше: герой курит в кадре сигареты с фильтром. Спрашиваю: «Какой фильтр в те годы?!» — «Действительно! А плевать!» А режиссер известный, он казался мне профессионалом. И если он плевал, то что ж с молодых спрашивать?

Справка

Вадим Семенович Жук родился 30 января 1947 года в Ленинграде. Российский драматург, сценарист, актер, поэт, телеведущий. Художественный руководитель театра-студии «Четвертая стена» (Санкт-Петербург). Автор знаменитых капустников Дома актера. Снимался в фильмах «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля, «Биндюжник и король» В. Аленикова, «Сирано де Бержерак» Н. Бирмана, «Хочу в тюрьму» А. Суриковой, «Скорбное бесчувствие» А. Сокурова, «Поп» В. Хотиненко. Сценарист мультфильмов «Сказка про волка», «Возвращение Буратино», «Ваня и Леший», «Роман о лисе», автор песенок к «Маше и Медведю». Соведущий М. Жванецкого в передаче «Простые вещи» (РТР).

Новости партнеров