100 лет для игрушки не возраст
«Народному дому», организованному Бабенским складочно-потребительным обществом кустарей токарного производства для просветительской работы, исполняется сто лет. Корреспондент «НО» побывал в художественной школе в Шишкином Лесу, где хранят традиции старых мастеров.
В неизменном виде «Народный дом» стоит и сейчас. Двухэтажный особняк с нижним кирпичным и верхним — деревянным этажами занимает мебельный магазин. Но кто знает, что на протяжении 80 лет здесь проработала фабрика деревянной игрушки, которая в свой расцвет, в 1930-е годы, вместе с Вороновской и Свитинской артелями производила более 1,5 миллиона игрушек в год. Сегодня о бабенском промысле не только помнят, но и делают игрушки, следуя традициям старых мастеров, — в художественной школе «Бабенская игрушка» в поселке Шишкин Лес.
— Хотите из липы сделаем елку? — предлагает Сергей Виданов, основатель и преподаватель школы «Бабенская игрушка». В токарном зале школы он просит покрутить аршинное колесо древнего токарного станка.
Завертелась липовая заготовка, и под острой стамеской мастера появилась миниатюрная елочка. В этой школе в се по-настоящему. И токарный станок, который стоял на фабрике еще до войны, и резцы всевозможных «калибров» из правильного «дедовского» металла. Липа, из которой ученики школы делают игрушки, заготавливается по старинной технологии.
Сам мастер, Сергей Виданов, много лет проработал на фабрике и еще застал тех людей, которые лично видели Василия Звездочкина, автора первой русской матрешки. Благодаря созданной Сергеем 15 лет назад художественной школе удается хоть как-то сохранить промысловую линию от заготовки до готового изделия.
— Игрушки — это дело политическое, — рассуждал Сергей Валентинович. — Ведь во что дети играют, то из них и вырастает. А сейчас большая часть игрушек к нам приходят из-за границы, не с нашей ментальностью: роботы, киборги, монстры…
Он напомнил, что в известную на весь мир многоместную матрешку, которая родилась благодаря местным мастерам, вложен культ семьи, детородности, продолжения жизни. Сейчас в матрешку дети не играют, она стала просто сувениром. Но ведь другие бабенские игрушки вообще забыты. Классическая бабенская игрушка — это 14 видов разных вкладных вещей: кольца, горшочки, грибочки, стаканчики, цилиндры, шары, яйца и так далее. Где их теперь увидишь? Только на полке в художественной школе. А ведь эти игрушки — великолепный дидактический материал, говорит Сергей Виданов. Благодаря им ребенок может понять, что такое целое и половинка, большое и маленькое. А обычная пирамидка из дерева, выточенная, четкая, научит правильному порядку. Разве хлюпкий пластик с ней сравнится?
В бабенской игрушке важна четкость формы. И если, например, несовершенную форму хохломского изделия можно спрятать за яркой росписью, в бабенской игрушке все на виду. Росписью покрывались только волчки, некоторые шары и матрешки. Все остальное — просто цветом. Поэтому форму бабенской игрушки мастера довели до совершенства. Этому, как ни парадоксально, во многом способствовали иностранцы.
— Начиная с 1906 года, когда наши игрушки впервые попали на Лейпцигскую ярмарку, их стали заказывать постоянно. В 1925 году 225 токарей работали исключительно на экспорт, — рассказал Сергей Виданов.
Именно благодаря заграничному покупателю «выковалась» хорошая токарная школа в этих местах.
По руководством мастера «Новые округа» сделали свою игрушку. Сергей Виданов выдал маленькую деревянную заготовку — волчок, синюю и белую гуашь. Оказывается. чтобы на волчке появились красивые цветные круги, нужно, просто запустив его, аккуратно прикоснуться в разных местах кончиком кисточки. Буквально за несколько минут получился яркий волчок в корпоративных цветах газеты.
СПРАВКА
Фабрика бабенской игрушки начала работать в 1911 году, но фактически промысел токарной игрушки начал развиваться в этих местах гораздо раньше, с середины XIX века. Ремеслом было охвачено 45 деревень Подольского района (часть территории вошла в состав Новой Москвы), большинство мастеров жили в деревнях Бабенки, Голохвастово и селе Никольское.